Восстановление разрушенных войной советских городов. Особенности подхода.

 

Еще во время войны, в 1943-1944 гг. началась работа по составлению генеральных планов разрушенных городов. Страна побеждала и строила. При этом речь шла не просто о возрождении разрушенных городов, но и о преодолении многих, стихийно сложившихся в дореволюционном прошлом дефектов их планировки и застройки.

Над генеральными планами и проектами застройки центров восстанавливаемых городов работали с коллективами коллег лучшие силы советской архитектуры: К. Алабян (Сталинград), Н. Баранов (Ленинград, Псков), А. Буров (Ялта), А. Власов (Киев), Б. Иофан (Новороссийск), В. Гельфрейх (Орел), Г. Гольц (Смоленск), Н. Колли (Калинин), И. Николаев (Великие Луки), Г. Бархин и Л. Поляков (Севастополь), Л. Руднев (Воронеж), М. Парусников (Брянск), В. Семенов (Ростов-на-Дону), И. Соболев (Краснодар), А. Щусев (Новгород). В первой половине 50-х годов восстановление городов и сел нашей страны в основном было закончено.

Стремление не только восстановить разрушенные города и реконструировать их, но и одновременно отразить пафос всемирно-исторической победы над фашизмом в крупных градостроительных ансамблях убедительно представляет перед нами на примере работ по восстановлению Крещатика — центральной магистрали Киева, разрушенной немцами.

В окончательном проекте застройки, созданном в 1949 г. А. Власовым, А. Добровольским, В. Елизаровым, А. Заваровым, А. Малиновским и В. Приймаком, была преодолена характерная для градостроительства послевоенных лет концепция плотно обстроенной парадной улицы-коридора. Широкая, решенная в нескольких уровнях новая магистраль, выполняющая своеобразную роль столичного форума, объединяет пространственно развитую систему площадей с многоплановым раскрытием живописного рельефа со стороны Липок и организацией зрительной связи с ансамблем Софийского собора и другими элементами исторической и новой городской застройки.

При корректировке генеральных планов городов все более широкое значение получала застройка крупными жилыми массивами.

Поскольку четвертый пятилетний план развития народного хозяйства СССР преследовал не только цели восстановления разрушенного войной, но одновременно и решительного увеличения промышленного потенциала страны, возникла необходимость интенсивного освоения новых еще малообжитых районов.

Развивалась транспортная система городов, строились метрополитены в Москве и Ленинграде.

В рассматриваемый период существенно возросла градостроительная роль монументально-декоративного искусства в застройке городов. Скульптура становится практически обязательным элементом центральных городских ансамблей. Тема войны и великой победы, памяти героев остается ведущей и в послевоенное десятилетие.

Широкий размах приобрели в послевоенное десятилетие восстановление и реставрация памятников архитектуры, подвергшихся намеренному уничтожению и разграблению фашистами.

Подводя общие итоги и в целом высоко оценивая большие достижения советского градостроительства послевоенного десятилетия (всего одного десятилетия!), нельзя не видеть и его определенные недостатки. С одной стороны, прогрессивные принципы сохранения исторической структуры городов с одновременным ее совершенствованием, функциональное зонирование территории города; застройка крупными жилыми массивами; рациональное построение сетей обслуживания; оздоровление городской среды средствами архитектуры и улучшение его транспортных условий. А с другой стороны — отрыв в ряде случаев художественно-образного начала в архитектуре города от современных материально-технических и функциональных основ градостроительства; догматизация приемов планировки и застройки городов XVIII — начала XIX в., попытки подчинить живое развитие города замкнутым и в ряде случаев архаизированным планировочным схемам. Эта противоречивость и двойственность проявила себя во всех областях советской архитектуры рассматриваемого периода.