Новые тенденции в создании вузовских комплексов. Архитектура МИЭТ в Зеленограде под Москвой.

 

Многие из построенных в рассматриваемый период уч заведений и научных институтов создавались в виде крупных пространственно-развитых комплексов. Крупные университетские комплексы возведены в 60-70 годы почти во всех столицах союзных республик и крупных городах страны – Ленинграде, Тбилиси, Минске, Киеве, Душанбе, Свердловске, Ташкенте, Новосибирске, Таллине, Донецке, Казани и т.д. Один из наиболее значительных - Комплекс московского института электронной техники в Зеленограде под Москвой (построен в 1971 году по проекту И. Покровского, Ф. Новикова и Г. Саевича). По своему положению комплекс входит в систему общегородского центра. Авторы отодвинули его от красной линии проспекта в сторону искусственного водоема и леса, создав пространство типа открытой входной площади. Весь корпус расчленен на отдельные корпуса, соединенные крытыми переходами. В центре расположен главный объем, содержащий вестибюль с гардеробами, библиотеку с читальным залом и книгохранилищем, пять больших лекционных поточных аудиторий и ректорат с рабочими помещениями. Справа размещен корпус спортивных помещений (спортзал и бассейн), соединенный с центральным корпусом протяженным переходом. Слева под прямым углом к главному корпусу расположен корпус столовой и актового зала, который помимо перехода имеет и самостоятельный вход с вестибюлем со стороны входной площади. За главным корпусом находятся два корпуса лабораторий, соединенные с ним переходами. Каждый лабораторный корпус скомпонован вокруг квадратного дворика-рекреации. Такая структура комплекса дает возможность в случае необходимости достраивать дополнительные фрагменты.

Выразительно развиваются внутренние пространства. Это хорошо демонстрирует композиция центрального корпуса. В его середине размещен глухой объем библиотеки, которая решена по вертикали на всю высоту здания и освещена при помощи зенитных фонарей. Глухие белые стены кубического объема читального зала, на которых в крупном масштабе развернут барельеф «Бесконечность познания», освещены естественным светом через фонари в кровле окружающего его двусветного холла. Светлый обогащенный пластикой объем библиотеки становится смысловым и композиционным ядром всего интерьера.

Главный вход в институт акцентирован белой мраморной лестницей и порталом, в который вкомпонован балкон второго этажа, соединенный с кабинетом ректора. В дни посвящения в студенты портал главного входа и балкон превращаются в своеобразную трибуну. Торжественность входной композиции подчеркивает колокол XVIIв. И часы из красной меди (С. Шаховской).

Основные помещения корпусов освещены большими витражами окон, с которыми контрастируют разнообразные по ритму простенки и пилоны. В отделке фасадов использован контраст красного лицевого кирпича стен, белого цвета входных порталов и выведенных наружу горизонтальных элементов конструкций покрытия, что несомненно ассоциируется с колористической традицией русской архитектуры. Геометризованная тектоническая пластичность фасадов, интенсивное цветовое решение, удачное сочетание с природным окружением – все это в целом создает по-своему романтический и живописный образ современного учебного здания.