В.21.Логопедическое обследование. Формы, содержание, оценка результатов.
Форма обследования зависит от методов, применяемых в ходе обследования:
-Наглядные методы(наблюдение, рассматриание рисунков, картин, макетов и тд., а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов)
-Практические( подражательно-исполнительные упражнения, конструктивные упражнения и творческие упражнения)
-Игровой метод
-Словесные (беседы, рассказ, пересказ, показ образца , пояснение, объяснение)
-Метод тестирования
Изучение речи проводится в рамках логопедического обследования и включает в себя изучение устной и письменной речи.
Изучение устной речи
В отечественной логопедии основным методологическим принципом анализа речевых нарушений выступает принцип системного анализа, разработанный Р.Е.Левиной. Логопедическое обследование включает в себя изучение основных составляющих речевую систему компонентов:
- связной самостоятельной речи;
- словарного запаса (лексики);
- грамматического строя речи;
- звукопроизносительной стороны речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия).
Ориентировочный этап логопедического обследования начинается с изучения специальной документации и беседы с родителями.
- время начала гуления, лепета, первых слов, фразовой речи;
- не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине)
- характер речевого окружения
- отношение ребенка к своему речевому дефекту;
- оказывалась ли логопедическая помощь и каковы ее результаты.
- состояние слуха ребенка
Обследование речи предполагает изучение как собственной (экспрессивной) активной речи ребенка, так и понимания им речи окружающих (импрессивной).
Основными видами заданий при обследовании импрессивной речи являются:
обследование понимания слов;
обследование понимания предложений;
обследование понимания грамматических форм;
обследование понимания текста.
Характеристика уровня сформированности импрессивной речи в дальнейшем находит отражение в логопедическом заключении:
- понимание обращенной речи сформировано в полном объеме;
- понимание обращенной речи на бытовом уровне;
- понимание обращенной речи ограниченно (в пределах ситуации);
- обращенную речь не понимает.
Обследование активной (экспрессивной) речи начинается с беседы с ребенком, цель которой — выявить его общий кругозор, владение связным высказыванием.
Анализ ответов ребенка в ходе беседы позволяет сформулировать предварительную гипотезу и определить дальнейшие этапы обследования
Обследование связной речи может проводиться в ходе беседы и включает серию заданий по углубленному изучению развернутого самостоятельного высказывания:
- беседа;
- составление рассказа по сюжетной картинке;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- пересказ;
- составление рассказа-описания;
- составление рассказа по представлению.
Критерии оценки связной речи. При оценке состояния связной речи следует помнить, что на четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. К З — 4 годам начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. После 4 лет могут пересказывать простую знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения. К 5 годам дети могут пересказывать короткие тексты, прослушав их два раза. После 5 лет подробно и последовательно рассказывают об увиденном и услышанном, могут объяснить причину и следствие. После 6 лет дети могут составить собственный рассказ, развернутый и логичный по содержанию.
Изучение словарного запаса. При этом ставятся следующие задачи:
- выявить соответствие или несоответствие словаря возрастной норме; охарактеризовать активный словарь (наличие существительных, глаголов, прилагательных, использование других частей речи);
- выяснить точность употребления лексических значений слов.
В обследование необходимо включить:
Предметный словарь.
- существительные, обозначающие предмет и его части (чайник, крышка, носик, донышко);
- существительные со сходными лексическими значениями (платье — сарафан);
- обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда и т.п.);
- названия времен года;
- названия животных и их детенышей;
- названия профессий. Глагольный словарь:
- глаголы, обозначающие действия с предметами;
- глаголы, обозначающие состояния, чувства, явления.
Словарь признаков: прилагательные, обозначающие:
- величину предметов (высокий, низкий, узкий);
- цвет (основной и его оттенки);
- форму (круглый, овальный, квадратный);
- качества (молочный, пушистый, гладкий);
- сезонные признаки (летний, осенний, зимний, весенний). К словарю признаков относят и употребление наречий типа:
быстро, медленно, громко, высоко.
Дополнительно к этому обследуется словарь антонимов.
Наиболее простым приемом обследования словарного запаса является называние предметов, качеств по специально подобранным по тематическому (игрушки, мебель, транспорт) либо по ситуационному признаку (магазин, мастерская, класс) картинкам.
Критерии оценки словарного запаса. При оценке лексических возможностей необходимо помнить, что при нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро. В возрасте 3— 4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действия.
Важный момент логопедического обследования — изучение сформированности грамматического строя речи. Выявляются:
- правильность построения грамматической структуры предложения;
- характер использования падежных форм существительных;
- правильность употребления рода существительных, форм единственного и множественного числа;
- правильность согласования различных частей речи;
- характер употребления предложных конструкций;
- степень владения навыками словообразования и словоизменения.
При обследовании грамматического строя речи используются следующие задания:
- составить предложение по сюжетной картинке
- составить предложение по картинке,
- вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме
- преобразовать заданную грамматическую форму единственного числа во множественное
- образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа
- согласовать имена прилагательные и числительные с существительными.
При обследовании грамматического строя речи особое внимание следует уделить выявлению навыка словообразования. Основными видами заданий здесь являются:
- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
- образование прилагательных от существительных
- образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе
- образование глаголов с помощью приставок.
Критерии оценки грамматического строя речи. При оценке состояния сформированности грамматического строя речи следует помнить, что при нормальном развитии речи дети к 5 годам правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колесов, карандашов).
Изучение звукопроизносительной стороны речи, которое необходимо начинать с обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов.
С этой целью подбираются слова с разным количеством и типом слогов: слова со стечением согласных в начале, середине и конце слова. При произнесении данных слов предлагается как отраженное, так и самостоятельное называние картинок.
Для выяснения степени владения слоговой структурой слова основными видами заданий являются следующие:
- повторение вслед за логопедом слов разной структурной сложности
- самостоятельное называние картинок, специально подобранных логопедом.
- повторение предложений, включающих в себя заданное слово, трудное по слоговой структуре («Библиотекарь выдает книги», «Водопроводчик чинит водопровод»).
Важное звено в общей системе изучения речевой деятельности представляет обследование звукопроизношения, которое включает изучение не только произносительной стороны речи, но и уровня восприятия звуков, способности дифференциации их на слух.
Прежде всего, необходимо изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. Отмечается, насколько их строение соответствует норме.
При этом отмечается свобода и быстрота движений органов артикуляции, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
При обследовании произношения звуков выявляется умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. Следует отмечать возможные недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах, во фразах.
Для исследования произношения звуков в словах необходимо иметь набор специальных предметных картинок. Самым простым приемом при обследовании звукопроизношения является следующий: ребенку предъявляются для называния картинки с изображением предметов, в названиях которых исследуемый звук находится в разных позициях — в начале, конце, середине и в стечении согласных.
Далее проверяется, насколько правильно ребенок произносит проверяемые звуки в речевом потоке. Для этого следует предложить произнести подряд несколько фраз, в которых бы возможно часто повторялся исследуемый звук.
При обследовании фонематического восприятия необходимо выяснить, как ребенок различает на слух отдельные звуки. свистящих и шипящих , звонких и глухих , сонорных , мягких и твердых .
В целях выявления наиболее характерных для каждого обследуемого сложностей в овладении письменной речью необходимо проверить не только навык письма, но и чтения. Так, в отношении чтения определить, как читает ребенок по буквам, слогам или целыми словами, правильно ли он понимает читаемый текст. Проводя письменную работу, логопед учитывает правильность списывания, письмо под диктовку и самостоятельное письмо, анализ ошибок на письме (ошибки на правила правописания, ошибки, искажающие структуру слова, и ошибки фонетического характера).
Материал для обследования письменной речи следует брать в соответствии с учетом этапа обучения ребенка.
Полученные данные о состоянии речевого развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы с опорой на достаточно большое количество примеров детской речи и на динамическое наблюдение.
Результаты комплексного обследования речи обобщаются в виде логопедического заключения, где указываются уровень речевого развития ребенка и форма речевого нарушения
Логопедическое заключение раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии. Это необходимо для правильной организации индивидуального подхода на фронтальных и подгрупповых занятиях.
На данный момент существует множество методик, основанных на речевых пробах, предложенных Р.И. Лалаевой (1988г), Е.В. Мальцевой (1991г), Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и Т.Б. Филичевой (1973г), О.Б. Иншаковой (1998г.) . Например тестовая диагностика Кабановой Т.Б. и Доминой О.В., эта методикаа имеет балльно-уровневую систему оценки.