Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.

Финансовый результат представляет собой разность между полученными организацией совокупными доходами (рис. 1) и произведенными ею совокупными расходами (рис. 2) в процессе всех видов деятельности.

Доходами организации согласно ПБУ 9/99 признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Расходами организации согласно ПБУ 10/99 признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Конечный финансовый результат представляет собой разность между полученными организацией совокупными доходами и произведенными ею совокупными расходами в процессе всех видов деятельности за минусом налоговых платежей и штрафных санкций.

Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

выделить такой показатель, как средний уровень валовой прибыли ( ), который рассчитывается отношением валовой прибыли к выручке:

 

=

Показатель характеризует среднюю величину валовой прибыли, получаемой организацией с каждых 100 руб. проданных товаров. Рост в динамике оценивается положительно.

Коммерческие расходы или расходы на продажу представляют собой затраты по доведению товаров до потребителей. Выделяют также уровень расходов на продажу ( ), который рассчитывается отношением расходов на продажу к выручке:

 

=

 

Показатель характеризует среднюю величину расходов на продажу, необходимую для получения 100 руб. выручки. Рост в динамике оценивается отрицательно.