Эстетизм в литературе. Творчество О. Уайльда.

Эстетизм в своем роде означает признание красоты, как основной и вечной ценности человечества. Это направление стало культом в литературе и живописи. Эстетизм является частью романтизма и берет свои истоки в начале XIX века в Англии. Его существование как движения было недолгим. Время эстетизма пришло к эпичному завершению в самом конце XIX века. Возможно, поэтому термин эстетизм не воспринимается всерьез, как например другие направления в истории искусства, однако используется достаточно обширно.

Среди самых влиятельных эстетов можно назвать имена таких поэтов как Джон Китс, Данте Габриель Россети, Джеймс Макнил Уистлер, а также одного из самых знаменитых эстетов — Оскара Уайльда. Именно они отразили направление эстетизма в своих произведениях, влияли на разум людей, внушая, что в жизни нужно ценить наслаждение, чувственное удовольствие и быть обворожительным.

Идея была своего рода религией, однако называть эстетизм так, мог позволить себе лишь богохульник или нарцисс. Люди, исповедовавшие эту «веру», становились более самолюбивыми, циничными в плане красоты и ненасытными. Дамы постоянно кокетничали с джентльменами и поддавались наслаждению без обязательств и угрызений совести за содеянное, а юные джентльмены получив от них все гордились собой. Жизнь — как искусство, а искусство — это изящность, бесконечная тяга к прекрасному. Стиль жизни, образы молодых леди и джентльменов должны были полностью соответствовать приоритетам движения, для дальнейшей жизни без укоров и презрительных взглядов со стороны общества.

В серии романов Скотта Вестерфилда «Уродина» народ отстаивает красоту, как самое главное достояние в жизни. Устоялся образ красоты, которая должна быть, а те, кто не выглядит, по их понятию «красивыми», считаются уродливыми и не заслуживают нормальной жизни.

Автор знаменитых пьес и романов без стеснения своих суждений раскрывал эстетизм для общества, указывал на то, что жизнь должна быть полна эйфории и удовольствия. Сам Уайльд отрицал реальность и отходил от нее. Он иронично относился к людям, которые отрицали существование красоты, как самого главного в искусстве. Своими вечными афоризмами он показывал непредсказуемость и остроумие. Многие представители элитного общества, считали за удачу и счастье просто поговорить с этим человеком, послушать его изречения о жизни, узнать его мнение о других авторах и их произведениях. Уайльд был живым воплощением Эстета. Он вел легкомысленную жизнь, хотя и окончил Оксфорд. Никто не отрицает, что Оскар Уайльд был безгрешным, совсем наоборот, он был распутным джентльменом и ценителем красоты. Он стал идеалом своего времени и ему подражали, носил яркую кричащую одежду и считал это правильным. Пропаганда эстетизма приносила ему желаемую славу. Именно поэтому его громкие оскорбительные слова в сторону общественных норм, оставались безнаказанными. Ему подражали, а вскоре окрестили «принцем эстетов». Несмотря на разгульную жизнь, Уайльд усердно трудился и работал над своими произведениями, которые в последствии произвели фурор в мире литературы. «Портрет Дориана Грея», «День рождение Инфанты», «Флорентийская трагедия» полностью отображают всю суть Эстетизма. Из всей жизни Оскара Уайльда, которой нужно уделить отдельное внимание, можно отметить, что в его творениях присутствует нечто автобиографичное. Практически в каждом молодом человеке можно увидеть автора. Так, например, в образе Дориана Грея можно заметить нотку нетрадиционной сексуальной ориентации.

Образ Дориана — это олицетворение юноши, который попробовал «дьявольское яблоко» и с каждым разом погружается в жизнь без забот с огромной скоростью, которая, в конце концов, заводит его в «кромешную тьму». Дьявол овладевает им. Воплощением дьявола в романе выступает Лорд Генри, который оказывает огромное влияние на Дориана и на ход всего романа. Лорд Генри полностью отрицает реализм, а именно тот факт, что он важен в жизни. Отрицает совесть, мораль, добродетель. Он излагает мысли так красиво, что при прочтении, кажется, что Оскар Уайльд вкладывает себя самого в этого героя.

Единственный герой, кто выступает в роли положительного персонажа это художник Бэзил Холлуорд, нарисовавший этот роковой портрет. Но и он, пытаясь вернуть Дориана в реальность, руководствуется лишь чувством эгоизма и собственничества, так как хочет, чтобы Дориан видел в нем единственную любовь и друга. Нельзя найти героя, который был бы полностью положительным, однако можно восхищаться описанием атмосферы, костюмов и внешних факторов. Автор не скупится и в полной мере передает словами все образы, в этом весь Оскар Уайльд. Не обращая особого внимания на людей, он пытается заинтересовать читателя с помощью красоты окружающего мира, а в этом романе он ярко использовал персонажи, чтобы полностью передать смысл Эстетизма.

Подводя итоги нашего исследования можно сделать следующие выводы. Оскар Уайльд был, есть и остается символом английского Эстетизма. Он многое оставил после своей яркой, вызывающей и шумной жизни. К сожалению, все великие люди от нас уходят рано или поздно, но дело, которому Уайльд посвятил свою жизнь живет и по сей день. Естественно после появились последователи, которые не дают исчезнуть любви к искусству. Выразить огромное уважение Оскару Уайльду, за его вклад в мировую литературу, это самое меньшее, что мы можем сделать. Сегодня мы можем лишь вспоминать его, как величайшего мыслителя и творца, но его познания, с которыми он жил, с которыми он ушел из этой плотской жизни, не остались незаметными. С нами навсегда останется любовь к искусству, любовь к окружающей нас красоте, любовь к творчеству, хотя иногда, мы теряем рассудок, подчиняясь этой красоте. Без нее жизнь была бы скучна и Уайльд, без сомнений, понимал это, поэтому его жизнь называют «фонтаном эмоций и чувственности». Именно благодаря Оскару Уайльду эстетическое движение живет, именно благодаря нему мы можем получить удовольствие, лишь от того, что читаем литературу и наслаждаемся ее красотой, невидимой в реальности.