Вечно живая этика

Последователи материалистического либерального мировоззрения и соответствующей этики, любят говорить об ее условности. О том, что каждая эпоха порождает этику, отвечающую способу и условиям материального производства. Традиционное или, как еще говорят, аграрное общество сформировало патриархальную семью с деспотичной властью отца, очень сильной религиозной верой и определяющим влиянием ее этических норм. Под действием развития производства появляется индустриальное общество, в котором ослабевают семейные связи и, соответственно, власть отца, пересматриваются этические нормы. Отношения полов становятся более свободными, влияние христианской морали падает. Постиндустриальное общество утвердило новую мораль, в результате чего происходит сексуальная революция, снявшая все запреты.

С такой трактовкой вопроса можно было бы согласиться, если бы ее не опровергали многочисленные примеры из истории этики, о которых мы говорили,. В Древней Греции в V-IV вв. до н.э. возникло несколько течений в философии и этике, которые не вписывались ни в какую схему. Гераклит учил, что люди злы и не достойны уважения. Сократ учение о добродетелях сделал основой своей философии. Протагор выгоду поставил мотивом деятельности людей. Диоген был первым хиппи и считал, что человек это животное и должен жить, соответствующим образом. Эпикур сделал погоню за удовольствием смыслом жизни и вместе с Демокритом отрицал семейные радости и необходимость заботы о воспитании детей. Как видим, в одном и том же обществе, где господствовала языческая мораль с правом сильного и эксплуатацией рабов, существовали разнообразные и во многом противоположные этические взгляды, которые не канули в лету. Под давлением христианской этики многие взгляды этих философов были забыты, но через тысячу лет они возродились, чтобы стать основой якобы «новой» этики. Лоренцо Валла, Жан-Жак Руссо, маркиз де Сад свои идеи во многом почерпнули у античных мыслителей. В этой связи возникает мысль, что же меняется под воздействием времени и экономических отношений, принципы этики или отношение людей к этим принципам? Скорее всего, второе. Заповедь Моисея «не убий» как будто бы не меняется на протяжении трех тысячелетий, но находилось много людей, желавших ее отменить. Достаточно вспомнить программы уничтожения классов и «недочеловеков». Однако творцы новой этики канули в лету, а заповедь осталась.

Сегодня отвергаются заповеди: «не прелюбодействуй» и «возлюби ближнего». Сексуальная вседозволенность и рыночная конкуренция с ними не совместима. Время покажет, чем кончится это нигилистическое отрицание. Однако противодействие нарастает, люди инстинктивно чувствуют, грозящую им опасность от уничтожения этих принципов.

Если внимательно рассмотреть историю этических взглядов, то можно увидеть две явно прослеживающиеся тенденции, которые З. Фрейд назвал Эросом и Танатосом, А. Швейцер вместе со Спиркиным А.Г. оптимистическим и пессимистическим мировоззрением, Э. Фромм - биофилией и некрофилией. Суть их сводится к одному – стремлению людей к жизни или смерти. Внес свой вклад в рассмотрение этих тенденций и великий Платон. В диалоге «Пир» он высказывает свои мысли по этому вопросу: «Ведь у животных, так же как и у людей, смертная природа стремится стать по возможности бессмертной и вечной. А достичь этого можно только одним путем – порождением, оставляя всякий раз новое вместо старого. Зачатие и рождение суть проявление бессмертного начала в существе смертном». [173] По Платону Эрос это не просто стремление к сексуальному удовольствию, а к бессмертию, которое может стать достижимым благодаря любви и рождению детей.

Эликсир бессмертия, которого ищут уже тысячи лет, давно найден. Это не какая-то жидкость, выпив которую эгоист может жить, равнодушно взирая на меняющиеся перед ним поколения. Этика любви к людям есть тот самый эликсир, который позволяет человеку становиться бессмертным в своих детях или творениях.

 

 

Библиографический список:

1. Жан-Жак Руссо. Трактаты. М. 1969. С. 20

2. Жан-Жак Руссо. Рассуждения о происхождении неравенства. Трактаты. М. 1969. С. 66-67

3. Ф. Ницше. Антихрист. Проклятие христианству. Сочинения в двух томах. М. 1990. Т. 2. С. 636.

4. Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. Сочинения в двух томах. М. 1990. Т. 2. С. 7.

5. Бердяев Н. Философия свободы. Судьба России: М. 1998. С. 170.

6. Евангелие от Матфея. Гл. 22, стих 37-40.

7. Евангелие от Иоанна. Глава 15. Стих 13.

8. Первое послание к Коринфянам апостола Павла. Гл. 13. Стих. 1 – 13.

9. Послание к Галатам апостола Павла. Гл. 3. Стих 26-28.

10. Послание к Ефесянам апостола Павла. Гл. 4. Стих 22-32)

11. Деяния святых Апостолов. Глава 4. Стих 32-35.

12. Боккачо Д. Декамерон. М. 1955. С. 58

13. Лоренцо В. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М. 1989. С. 5.

14. Там же.

15. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М. 1991. С. 147.

16. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М. 1996. С. 112.

17. Евангелие от Матфея. Гл. 5. Стих 48.

18. П.А. Кропоткин. Этика. Избранные труды. М. 1991. С. 46.

19. Фрит, К. Мозг и душа. М. 2011. С. 20.

20. Авдеев, В. Расология. Наука о наследственных качествах людей. М. 2007. С. 34.

21. Поппер Карл Раймунд. Открытое общество и его враги. Т. 2. М. 1992. С. 74.

22. Марков, А. Эволюция человека. В 2 кн. Кн. 2. М. 2012. С. 494-495.

23. Марков, А. Эволюция человека. В 2 кн. Кн. 1. М. 2012. С. 410.

24. Шарль Летурно. Прогресс нравственности. М. 2007. С. 55.

25. Библия. Книга Иисуса Навина. Гл. 6. Ст. 20.

26. Гумилев, Л.Н. Струна истории: лекции по этнологии. М.: Айрис-пресс, 2007. С. 79.

27. Гумилев, Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. – СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл», 2003. С. 39.

28. Морэ, А. Египетские мистерии. М.: Культурный центр «Новый Акрополь», 2009. С. 87-88

29. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских мистерий. М.: Академический Проект, 2008. С. 50-51.

30. Геродот. История. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2004 С. 118.

31. Бадж, Э.А. Уоллис. Егтпетская книга мертвых. - М: Изд-во Эксмо, СПб. 2005. С. 312.

32. Макс Мюллер. Египетская мифология. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. С. 196.

33. Библия. Второзаконие. Гл 7. Стих 14.

34. Диоген Лаэртский. Пифагор. М. 1979. С.335.

35. Иллюстрированная история религий в двух томах. Под редакцией проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей. Издательский отдел Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1992. С. 205.

36. Гесиод. Труды и дни. Стих 275 – 279.

37. Диоген Лаэртский. Эпикур. М. 1979. С.434.

38. Диоген Лаэртский. Протагор. М. 1979. С.375.

39. Платон. Апология Сократа. М.: Мысль, 1999. С. 83-84

40. Гусейнов, А.А., Апресян, Р.Г. Этика. М. 1998, С. 121

41. Библия. Книга Бытие Глава 2, стих 7.

42. Библия. Второзаконие. Глава 7, стих 14.

43. Библия. Екклесиаст. Глава 6, стих 7.

44. Библия. Исаия. Глава 14, стих 2.

45. Евангелие от Матфея. Глава 5, стих 17.

46. Деяния Святых Апостолов. Глава 17, стих 18.

47. Послание Апостола Павла к Колоссянам. Глава 2, стих 8.

48. Евангелие от Иоанна. Глава 15, стих 13.

49. Евангелие от Луки. Глава 6, стих 24.

50. Библия. Исход. Глава 22, стих 18.

51. Послание Апостола Павла к Ефесянам. Глава 4, стих 17-32.

52. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Под ред. профессора А.П. Лопухина Новый Завет. М. 2006. Т. 1. С. 803.

53. Деяния святых Апостолов. Глава 4, стих 32-35.

54. Тертуллиан. Апологетик. Глава XXXIX.

55. Гиббон, Э. История упадка и крушения Римской империи. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 126.

56. Евсевий Памфил. СПб.: Амфора. 2005. С. 274-275.

57. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический проект, 2004. С. 393

58. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории: Философско-историческое исследование. М. – Харьков. 2000. С. 344.

59. Дюрант В. Цезарь и Христос. М. КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 654.

60. Евангелие от Марка. Глава 2, стих 21.

61. Малер, А.М. Константин Великий. – М.: Вече, 2011. С. 3.

62. Послание Иакова. Глава 2, стих 5. Глава 5, стих 1, 2, 3, 5.

63. А.В. Карташев. Вселенские соборы. Минск. 2008. С. 30.

64. Павел. Послание к Филиппийцам. Глава 2, стих 4.

65. Адольф Гарнак. Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви. Сборник: Раннее христианство. М. 2001. С. 343-345.

66. Гегель. Философия религии. В двух томах. Т.2. М., 1977. С. 208

67. Дэвис Нортон. История Европы. М. 1997. С. 203.

68. Апостол Павел. I послание к Коринфянам. Глава 1, стих 21, 23.

69. Золкин, А.Л. Культурология. М. 2009. С. 253.

70. Маркс К ., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 346—347.

A. Джованни Бокаччо. Декамерон. М. 1955. С. 57-58.

71. С.Г. Лозинский. История папства. М. 1986. С. 187.

72.Лео Таксиль. Священный вертеп. М. 2008. С. 154.

73. Сосновский А.В. Лики любви. М. 1992. С. 113.

74. Джордано Бруно. Философские диалоги. М.: Алетейа, 2000. С. 134.

75. Данте. Божественная комедия. М., 1967.

76. Петрарка Ф. О средствах против всякой фортуны // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Ч. 1. Саратов, 1988.

77. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Часть 2. Саратов, 1988.

78. Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т. М., 1979— 1980.

79. Суриков И.Е. Сократ. М.: Молодая гвардия, - 2011. С. 197.

80. Сад Д.А.Ф. «Соперница собственной дочери» и другие истории М.: Республика, 1993. С. 15.

81. Дэвис, Н. История Европы. М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. С. 450-451.

82. Жан – Жак Руссо. Трактаты. «Наука», М. 1969. С. 9-29.

83. А. Викторов. Философия просвещенного эротизма. Маркиз де Сад. Философия в будуаре. М.: «Московский рабочий», 1991. С.250.

84. Всемирная энциклопедия. Философия. М.: Минск, 2001. С. 1238.

85. Альбер Камю. Бунтующий человек. М. Политиздат, 1990. С. 167-168.

86. Ницше Ф. Соч.: в 2 т. М.: Изд-во Мысль, 1990. Т.2. С. 765-766.

87. Поль Эльцбахер. Суть анархизма. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. С. 45.

88. Ясперс К. Смысл и назначение истории: М.: Политиздат, 1991. С. 146.

88. Блаватская, Е.П. Тайная Доктрина. Мн. 1993. Т. 1, кн. 1. С. 244-245.

89. Блаватская, Е.П. Основы теософии. М. 2004. С. 119.

90. Штайнер Р. Очерк тайноведения. СПб.: 2000. С. 58.

91. Штайнер Р. Мистика на заре духовной жизни нового времени. СПб.: 2000. С. 327.

92. Всемирная энциклопедия «Философия ХХ век». Мн. 2002.

93. А. Дугин. Книга Законов. Сборник «Конец света». М. 1997. С. 398.

94. Штайнер Р. Философия свободы. СПб.: 2000. С. 591.

6. Евангелие от Матфея 5:48

95. Советский энциклопедический словарь. М. 1989.

96. Первый толковый БЭС. РИПОЛ-НОРИНТ. СПб. М. 2006.

97. Хант М. История психологии. М., 2009. С. 355.

98. Большой Российский энциклопедический словарь. Из-во, «Большая Российская энциклопедия». М., 2006.

99. «Современный толковый словарь русского языка». Ред. Т.Ф. Ефремова, М. АСТ. Астрель. 2006.

100. Пушкин А.С. Моцарт и Сальери. ПСС: в 5 т. Красноярск. 1999. Т.2. С. 537.

101. Симонов П.В. Происхождение духовности. М., 1989. С. 5-6.

102. Зигмунд Фрейд. Вопросы общества. Происхождение религии. «Фирма СТД». 2007. С. 141.

103. Карл Густав Юнг: дух и жизнь. Сборник. М.: Практика, 1996. С. 151-174.

104. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. С. 195.

105. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва. ОЛМА-ПРЕСС. 2006.

105. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва. ОЛМА-ПРЕСС. 2006.

106. Всемирная энциклопедия. Философия. Москва. Минск. 2001.

107. Библейская энциклопедия. Архимандрит Никифор. М., 1891. Репринт. изд-е 1990.

108. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.; СПб., 2007. С. 213.

109. Юнг К.Г. Эон. М., 2009. С. 61

110. Беннет Е.-А. Что на самом деле сказал Юнг: М., 2009. С. 11-12.

111. Юнг К.Г. Психология и алхимия. М., 2008. С. 22.

112. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 2007. С. 111

113. Людвиг Фейербах. Сущность христианства. (1841) Избранные философские произведения. Т. 2. Г. изд. «Политическая литература». М. 1955. С. 30-31

114. Л.С. Васильев. История религий. Учебное пособие. М.: 2008. С. 12-14.

115. Г. Спенсер. Научные основания нравственности. М. 2007. С. 4

116. Губин В. Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. М. 2008. - С. 22-23

117. Дж. Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города чудес. М. 2003. Стр. 106.

118. Всеобщая история религий мира. Иллюстрированная энциклопедия. М. 2008. С. 100-101

119. Брей Уорвик. Ацтеки. Быт, религия, культура. – М.: 2005 С. 222-223.

120. Боден Л. Инки. Быт. Культура. Религия. – М.: 2004. С. 204, 205, 253

121. Подласый И.П. Педагогика: в 3 кн., к. 1. М. «ВЛАДОС», 2007. С. 28.

106. Всемирная энциклопедия: Философия. М. 2001

122. Л.Н. Толстой. Религия и нравственность». Собр. соч., т 17. М. 1998. С. 38-39.

123. Спиркин, А.Г. Философия: учебник. М.: Изд-во Юрайт. 2011. С. 14.

124. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М. 1991. С. 202

125. А.А. Горелов. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2007. С.72-73

126. Библия. Книга Бытие 1:3-4

127. Ригведа. Ред. Т.Я. Елизаренкова. М. «Наука». 1999. Мандала X, 129. С. 286.

128. Гершом Шолем. Основные течения в еврейской мистике. Москва-Иерусалим. 2004, 5765. С. 326-327

129. Элизабет Клэр. Профет. Каббала: Ключ к вашей внутренней силе»

Изд. «Лонгфелло», 2001. С. 16

130. Кукушкин. В С. Теория и методика воспитательной работы. Учебное пособие. М. 2004. С. 167-168

123. Спиркин, А.Г. Философия: учебник. М. 2011. С. 14-15

131. Ф. Ницше. Соч. М. 1990, Т. 2 Антихрист. С. 634

132. П. Тиллих. Искусство отчаяния. Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». – М.: Алгоритм, 2009. – С. 186.

133. Ж. Делёз. Шизо-потоки и погребальная аксиоматика капиталистического социуса. Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». – М.: Алгоритм, 2009. – С. 59.

134. Фромм, Э. Душа человека. М. 1992. С.30-47.

135. Фромм, Э. Здоровое общество. М. 2011. С. 34, 36, 255, 395

136. А.С. Макаренко. Сочинения в 7 томах. М. 1960. Том 5. С. 136

137. Антология гуманной педагогики. Сухомлинский, В.А. М. 2002. С. 202.

138. Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М. 1994. C. 315-316.

139. А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений. Том первый. Красноярск. 1999. С. 393.

140. Юстин. Эпитома Помпея Трога XXX 1, 7. Секст Эмпирик. Пирроновы положения III 245, пер. А. А. Столярова.

141. Афиней. Пир мудрецов XIII 561с, пер. А. А. Столярова.

142. Диоген Лаэртский X 5.

143. Платон. Диалоги. Книга первая. Пир. М.: Эксмо, 2008. С. 727.

144. Платон. Диалоги. Книга вторая. Законы. М.: Эксмо, 2008. С. 783.

145. Аристотель. Этика. М.: «Издательство АСТ», 2002. С. 187.

146. Плутарх. Моралии. Об Эроте. М. Харьков. 1999. С. 755.

147. Порфирий. Жизнь Плотина 15, пер. М. Л. Гаспарова.

148. Плотин VI 9, 9, пер. Т. Г. Сидаша.

149. Евангелие от Марка. 10:27.

150. Э. Фромм. Душа человека. Искусство любить. М.: Республика, 1992. С. 128-129.

151. Э. Фромм. Душа человека. Искусство любить. М.: Республика, 1992. С. 109-179.

153. Р. Мэй. Инсталляция страсти: сборник произведений западных философов XX-XXI вв. Алгоритм М. 2009. Компьютерная графика апокалипсического оргазма. C. 203.

 

154. Ветхий Завет. Третья книга Царств. 11:3.

155. Еврипид. Андромаха, 170-180.

156. Аристотель. Политика. Сочинения. М., 1983. Т. 4. С. 398-402.

157. Задачи союзов молодежи. Речь В.И. Ленина на III съезде комсомола //ПСС. Т. 41. С. 298.

158. Из программы Коммунистической партии Советского Союза. Хрестоматия по обществоведению. М.: Политиздат, 1982. С. 167.

159. Масионис Дж. Социология. – СПб.: Питер, 2004. C. 306.

160. Т.Ф. Ефремова. Современный толковый словарь русского языка. В трех томах. М. Астрель. АСТ. 2006.

161. Елена Чинкова. Французы просят Россию возглавить борьбу с гей-лобби. Газета Комсомольская правда. 19. 06. 2013.

162. Геродот. История. Книга 2. Евтерпа. 64. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2004. С. 118.

163. Всеобщая история нравов народов мира. – М.: Эксмо, 2008. Э. Фукс. Буйство плоти. С. 168.

164. И. Блох. История проституции. СПб.: Изд-во «АСТ-ПРЕСС», 1994. С. 443.

165. Хант, М. Истории психологии», М.: АСТ МОСКВА, 2009. С. 250, С. 225.

166. Карл Густав Юнг: дух и жизнь. Сборник. М.: Практика. С. 172.

167. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: ООО «Издат-во АСТ», 2003. С. 250.

168. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.: Худ. Лит., 1983. Ст. 29.

169. Поппер Карл Раймунд. Открытое общество и его враги Т.1. Чары Платона. М.: Феникс. «Культурная инициатива», 1992. С. 140.

170. Поппер Карл Раймунд. Открытое общество и его враги Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М.: Феникс. 1992. С. 143.

171. Философия: учебник/под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 4-е изд. Стереотипное. М.: Гардарики, 2008 С. 802-804

172. А.С. Пушкин. ПСС. Т. 2. Красноярск. «Универс», ПСК «Союз» 1999. С. 521.

173. Платон. Диалоги. Книга первая. М.: Эксмо. 2008. С. 757-758.