Влияние религии на развитие этических взглядов древних греков.

Если спросить, откуда произошла современная Европа, то без труда можно выделить три составляющих: 1) греческая культура с ее представлениями о демократии, роли человеческой личности, стремлении к знаниям и раскрытию тайн окружающего мира и космоса, философского обоснования проблем, стоящих перед людьми; 2) римский административный гений, проявившийся в организации государственного устройства, законотворчестве, военном деле; 3) христианство, ставшее идеологической основой, объединившей греческую культуру и римское государственное управление, создавшего тот сплав римского практицизма, греческого демократизма и свободомыслия, которые сегодня имеет Европа.

Для того, чтобы понять почему именно греческая мысль дала европейской цивилизации совершенно оригинальные представления об этике и гуманизме необходимо хотя бы кратко рассмотреть пути развития мифологии и религии – двух важнейших факторов, повлиявших на формирование духовности и мировоззрения греков. Не многие из известных с древности народов имеют такую богатую мифами историю своих религий. Среди учёных нет единого мнения о том, что первично, миф или религиозный обряд. Одни считают, что миф сложился для обоснования обряда, другие склонны думать, что миф является первичным, и на его основе складываются обряды. Не вступая в дискуссию по данному вопросу, кратко выскажем свое мнение. Если исходить из того, что мифологическое сознание более древнее, чем религиозное, то и миф будет первичен по отношению к религиозному обряду, так как сама диалектическая идея развития, идущего от простого к сложному наталкивает на этот вывод.

Греческие мифы составили основу языческих религиозных представлений и самой религии, внутри которой продолжали жить. Рели́гия, в отличие от мифологии, гораздо более сложный феномен, состоящий из нескольких составляющих. Это религиозные представления, основанные на мифах, сам религиозный культ, выражающийся в выполнении определенных ритуалов и служители культа - жрецы, отправляющие выполнение ритуалов. Особенностью религии является консерватизм и трудность, практическая невозможность изменения религиозных верований или догматов, не подлежащих обсуждению и пересмотру. Религии включают в себя представления об устройстве мира, основанные на вере в сверхъестественное, а также свод моральных норм и типов поведения. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни. Однако греческая религия, как и многие другие языческие религии не смогла разорвать круг материальных и чувственных представлений, поэтому развитие духовно-нравственной составляющей в ней слабо выражено и наоборот, она делала безнравственное поведение богов нормой.

Некоторые из греческих мифов способствовали рождению особых религиозных ритуалов, получивших название мистерий, в которых древнее сказание сливалось с жизнью современников, принимая оргаистическую форму. Самыми известными были Элевсинские мистерии, выливавшиеся в вакханалии, которые вошли в историю как примеры безнравственного разгула.

Высочайшее развитие, которого достигнет греческая философия, будет происходить в условиях окружения религии с самыми архаичными и примитивными формами верований, как в области догматики, так и культа. Религия пойдет не по пути развития духовной составляющей веры, а по развитию ее чувственной стороны, в которой мистерии и оргии примут важнейшее значение. По этим причинам в эллинистическую эпоху с III по I век до н.э. начнется идейный кризис религии.

В религии можно проследить восхождение человечества к нравственному идеалу. От каменного истукана, который только символизировал непостижимые для первобытного человека грозные и таинственные природные стихии и силы, к хищному предку (тотему), требовавшему кровавую пищу, а от него к звероподобному богу, который тоже питался плотью новорожденных младенцев или красивых и сильных людей. В греческой религии боги во всем похожих на людей. Эти боги прекрасны телом и служат идеалами красоты, но еще не способны быть идеалами нравственности.

Греческая религия по определению Гегеля являлась «религией красоты». В ней есть много такого, что позволило грекам первыми из язычников приобщиться к духовной высоте христианства. Покровитель искусств Аполлон и его музы были очень притягательны и симпатичны для поэтов и художников любой страны, любого времени и вошли в историю культуры, благополучно дожив до современности. О них нередко вспоминают и в наши дни. Музы, покровителем которых был Аполлон, заслуживают отдельного упоминания. Это девять сестер, богинь-покровительниц поэзии, наук и искусств, носивших имя «олимпийские». На базе таких религиозных верований Греция стала родиной искусств и театра, философии, истории и многих других направлений духовного развития человечества.

Исследователь истории религий XIX в. Д.П. Шантепи де ля Соссей оставил несколько интересных замечаний об особенностях греческой религии: «Хотя греки и стремились основать нравственность на религии, но последняя не удовлетворяла нравственным потребностям… Боги, не отвечавшие потребности в справедливом управлении миром, столь же мало могли служить и образцами нравственности». [35. 322-323]

Кризис религии потому и произошел, что она не смогла служить в качестве воспитательницы народа, а главные этические идеи, которыми мир обязан грекам, вышли главным образом из среды свободомыслящих философов. Греческая религия не смогла ответить на два главнейших этических вопроса, каким должен быть человек и как он должен относиться к своим собратьям.