Причины повышения внимания к этике бизнеса

Необходимость повышения качества этического сознания особенно очевидна в свете исторических изменений в организации современно­го бизнеса: (1) роста уровня корпоративности в настоящее время и (2) информационной революции.

Потребность введения современных производственных технологий часто равнозначна необходимости значительных экономических ново­введений в работе крупных корпораций. Эта так называемая экономика в масштабе корпорации создает мощные экономические стимулы для роста корпораций по горизонтали и вертикали. На самом деле такой рост корпораций становится важной отличительной чертой во второй половине XX в. Фактически большинство стран мира в настоящее вре­мя имеют более низкий валовой внутренний продукт (ВВП), чем еже­годные доходы любой из крупных корпораций. Так, уже в конце 80-х годов валовые ежегодные доходы Exxon Corporation превосходили ВВП Республики Корея или Индонезии; валовые ежегодные доходы Royal Dutch Shell находятся сегодня на более высоком уровне, чем ВВП Бель­гии, Чехии или Аргентины; валовые ежегодные доходы General Motors — на более высоком уровне, чем ВВП Нигерии, Южной Африки или Австрии; валовые ежегодные доходы Mobil — на более высоком уров­не, чем ВВП Дании и Финляндии; валовые ежегодные доходы Ford Motor Company — на более высоком уровне, чем ВВП Таиланда; вало­вые ежегодные доходы IBMv. Du Pont — на более высоком уровне, чем ВВП Колумбии и Греции; валовые ежегодные доходы General Electric — на более высоком уровне, чем ВВП Новой Зеландии и Кувейта и т. д. Одним из недостатков невероятного роста современных корпораций является неизбежный рост бюрократических организационных струк­тур внутри их. При этом возникает все более яркая тенденция, типич­ная для бюрократических структур, ответственных за принятие реше­ний, которая заключается в беспрекословном подчинении лицу, стоящему выше на иерархической лестнице. Эта тенденция приводит к тому, что самым серьезным образом подавляется личная инициатива. А это ставит и массу этических проблем для лиц, ответственных за при­нятие решений внутри таких организационных структур, что также приводит к возникновению ситуаций, когда даже хорошие и честные люди совершают плохие и бесчестные поступки, хотя это и делается для блага корпорации.


Причины повышения внимания к этике бизнеса '

Второе историческое изменение в организации современного Он: псса — это информационная революция. С появлением компьютера nocJ иторой мировой войны жизнь на планете Земля фундаментально и: мснилась. Сбор, хранение, обработка и анализ данных на таком ypoi не, какой обеспечивает компьютер, произвели настоящую революцию • информационную революцию, которая оказывает гораздо более зш чительное воздействие на человеческие сообщества, чем промышле] пая революция середины XVIII в. Новый импульс компьютерные те: пологий получили в 90-е годы, с развитием всемирной компьютернс сети Интернет, которая связала миллионы компьютеров на всех koi гинентах (кроме, может быть, Антарктиды) в единое информацио! мое пространство1.

Компьютер и сконцентрировал информацию, и сделал ее гораз; более доступной. С одной стороны, значительно больше людей во все мире в настоящее время имеют самый широкий доступ к источник* информации, чем когда-либо за всю историю человечества. С другой использование компьютера допускает массовую концентрацию cyryi личной информации о людях и об их привычках. Такой сбор и центр лиэация подобной информации могут быть использованы весьма ко етруктивно, например для расширения демократических процессов обществе и лучшего осознания запросов и потребностей людей, и. же узурпироваться узкими группами лидеров для использования эт> нижней информации в личных целях.

В любом случае компьютерная и информационная эра уже наступ ли. Современные профессионалы бизнеса - главные идеологи инфс мииионной эры — несут ответственность за формулирование и вве; мне в жизнь этических законов поведения (иногда называем: компьютерной этикой, сетевой этикой и т. п.), на которых долж! визироваться демократические общества. Это предопределяет и необ> димость изучения этики профессионалами бизнеса.

Для стран, изменяющих свои экономические системы, таких, к Россия и другие республики СНГ, изучение этики бизнеса особен необходимо. Как пишет американский ученый В. Вейгль, в этом о™ тении особенно важны два обстоятельства: (1) необходимость эт! пых отношений в децентрализованных структурах, ответственных принятие решений, и (2) необходимость вписать экономику nepext него периода и ее институты в не соответствующие им исторически культурные условия.

1 Например, в настоящее время огромное количество литературы по этике биз! находится в сети Интернет, и авторы настоящего учебного пособия при его написа Польше времени проводили в Интернете, чем в библиотеках.



Лекция 4. Этика бизнеса: предмет и специфика

Так называемый переход к рынку в российской экономике требует шюции децентрализованных структур, ответственных за принятие иений. Для работы в таких структурах от каждого человека требуется ренность в себе и умение непредвзято судить о происходящем, будь руководитель всего предприятия, начальник среднего звена,'бан-(ский управляющий или конкретный потребитель продукции. Децен-лизация такого рода требует обязательного чувства доверия и общего уважения к честности в поступках. И при этом конечно же тность и доверие остаются, в первую очередь, этическими катего-ши в отличие от законодательных и экономических ограничений, •орые должны вести к полноценности деловой жизни. В условиях рыночной экономики честность и доверие являются наи-iee важными этическими качествами. Например, несмотря на то что практы с обязательными законодательными ограничениями явля-:я основой деятельности любого предприятия, значительная часть •комической деятельности предприятий выходит за рамки их кон-ктных обязательств, отмечает В. Вейгль. Такого рода деятельность >еделяется в отличие от законодательного регулирования уровнем •ерия, который зависит от репутации делового человека или компа-1.

В условиях централизованной экономики имело смысл следовать пра-:ам бюрократической игры, что приводило к проявлению нечестно-, безответственности и отсутствию взаимного доверия в суждениях юдях. Такие качества, как нечестность и недоверие, в условиях цен-лизованной системы принятия ответственных решений фактически новились результатом приспособленческого поведения людей. Эти бенности считались многими рациональными качествами в услови-централизованной системы. Однако наличие этих качеств должно таться нерациональным в условиях экономики, основанной на ры-:ных отношениях. Следовательно, любая трансформируемая эконо-са должна создавать также и этическую инфраструктуру для новых комических институтов.

Необходимость создания этической инфраструктуры для экономики сходного периода является второй важнейшей причиной, по кото-изучение этики бизнеса становится крайне важным в процессе нсформации экономики. Эта причина связана также и с взаимосвя-i между этическими ценностями и работой экономических институ-. Невозможно четко противопоставить этические аспекты экономи-ким. Этика и экономика имеют очень много связывающих их между ой особенностей. Если лидеры в сфере бизнеса и крупные полити-кие деятели проявляют невежество, игнорируют взаимосвязь между ческими ценностями и работой экономических институтов, то ока-


 

([cvi'iypa этики бизнеса

«ищется невозможным вписать экономику переходного периода и ее ч шюмические институты рыночного типа в не соответствующие им к. юрические и культурные условия и традиции конкретных стран и и фолов. Например, для России, считает В. Вейгль, недостаточно и iih (умно просто скопировать экономические институты Запада. Воз­никает необходимость вписать и внедрить такие экономические инсти-! 11 м и совершенно отличные от западных исторические и культурные v иония и окружение России и других стран СНГ. Можно предполо-*iuii, что изучение этики бизнеса сможет облегчить этот труднейший щшцесс внедрения.

Обобщая, необходимо подчеркнуть, что важность изучения этики при подготовке профессиональных бизнесменов трудно пе-b. Оно помогает не только сформулировать нужные этические ценности для каждого человека и свободнее ориентироваться профес-

• кошшьным бизнесменам в сложных проблемах, возникающих при
щашнтии решений, но и создать этическую инфраструктуру, которая
иинжна сделать возможным введение и работу рыночной экономики и
!•( точных отношений. Более того, освещение взаимосвязи между эти-
ии (тическими ценностями и деятельностью экономических институ-
|>И1 при изучении курса этики бизнеса может помочь построить более
*п (неспособные экономические институты в условиях трансформиру-

• *шй 'жономики.

Изучение этики бизнеса в высших учебных заведениях ставит своей ««'пью повышение качества этического сознания профессионалов биз-ti.vti и менеджмента, усвоение ими основных ценностных ориентации и нических стандартов бизнеса, овладение инструментарием для ана-'и1 ш и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой ними. Курс этики бизнеса включен в учебные планы многих вузов и «•liiui бизнеса в России. Полностью или частично он изучается также « чнциплистами в области государственного и муниципального управ-

|НЦИН.