Причины повышения внимания к этике бизнеса
Необходимость повышения качества этического сознания особенно очевидна в свете исторических изменений в организации современного бизнеса: (1) роста уровня корпоративности в настоящее время и (2) информационной революции.
Потребность введения современных производственных технологий часто равнозначна необходимости значительных экономических нововведений в работе крупных корпораций. Эта так называемая экономика в масштабе корпорации создает мощные экономические стимулы для роста корпораций по горизонтали и вертикали. На самом деле такой рост корпораций становится важной отличительной чертой во второй половине XX в. Фактически большинство стран мира в настоящее время имеют более низкий валовой внутренний продукт (ВВП), чем ежегодные доходы любой из крупных корпораций. Так, уже в конце 80-х годов валовые ежегодные доходы Exxon Corporation превосходили ВВП Республики Корея или Индонезии; валовые ежегодные доходы Royal Dutch Shell находятся сегодня на более высоком уровне, чем ВВП Бельгии, Чехии или Аргентины; валовые ежегодные доходы General Motors — на более высоком уровне, чем ВВП Нигерии, Южной Африки или Австрии; валовые ежегодные доходы Mobil — на более высоком уровне, чем ВВП Дании и Финляндии; валовые ежегодные доходы Ford Motor Company — на более высоком уровне, чем ВВП Таиланда; валовые ежегодные доходы IBMv. Du Pont — на более высоком уровне, чем ВВП Колумбии и Греции; валовые ежегодные доходы General Electric — на более высоком уровне, чем ВВП Новой Зеландии и Кувейта и т. д. Одним из недостатков невероятного роста современных корпораций является неизбежный рост бюрократических организационных структур внутри их. При этом возникает все более яркая тенденция, типичная для бюрократических структур, ответственных за принятие решений, которая заключается в беспрекословном подчинении лицу, стоящему выше на иерархической лестнице. Эта тенденция приводит к тому, что самым серьезным образом подавляется личная инициатива. А это ставит и массу этических проблем для лиц, ответственных за принятие решений внутри таких организационных структур, что также приводит к возникновению ситуаций, когда даже хорошие и честные люди совершают плохие и бесчестные поступки, хотя это и делается для блага корпорации.
Причины повышения внимания к этике бизнеса '
Второе историческое изменение в организации современного Он: псса — это информационная революция. С появлением компьютера nocJ иторой мировой войны жизнь на планете Земля фундаментально и: мснилась. Сбор, хранение, обработка и анализ данных на таком ypoi не, какой обеспечивает компьютер, произвели настоящую революцию • информационную революцию, которая оказывает гораздо более зш чительное воздействие на человеческие сообщества, чем промышле] пая революция середины XVIII в. Новый импульс компьютерные те: пологий получили в 90-е годы, с развитием всемирной компьютернс сети Интернет, которая связала миллионы компьютеров на всех koi гинентах (кроме, может быть, Антарктиды) в единое информацио! мое пространство1.
Компьютер и сконцентрировал информацию, и сделал ее гораз; более доступной. С одной стороны, значительно больше людей во все мире в настоящее время имеют самый широкий доступ к источник* информации, чем когда-либо за всю историю человечества. С другой использование компьютера допускает массовую концентрацию cyryi личной информации о людях и об их привычках. Такой сбор и центр лиэация подобной информации могут быть использованы весьма ко етруктивно, например для расширения демократических процессов обществе и лучшего осознания запросов и потребностей людей, и. же узурпироваться узкими группами лидеров для использования эт> нижней информации в личных целях.
В любом случае компьютерная и информационная эра уже наступ ли. Современные профессионалы бизнеса - главные идеологи инфс мииионной эры — несут ответственность за формулирование и вве; мне в жизнь этических законов поведения (иногда называем: компьютерной этикой, сетевой этикой и т. п.), на которых долж! визироваться демократические общества. Это предопределяет и необ> димость изучения этики профессионалами бизнеса.
Для стран, изменяющих свои экономические системы, таких, к Россия и другие республики СНГ, изучение этики бизнеса особен необходимо. Как пишет американский ученый В. Вейгль, в этом о™ тении особенно важны два обстоятельства: (1) необходимость эт! пых отношений в децентрализованных структурах, ответственных принятие решений, и (2) необходимость вписать экономику nepext него периода и ее институты в не соответствующие им исторически культурные условия.
1 Например, в настоящее время огромное количество литературы по этике биз! находится в сети Интернет, и авторы настоящего учебного пособия при его написа Польше времени проводили в Интернете, чем в библиотеках.
Лекция 4. Этика бизнеса: предмет и специфика
Так называемый переход к рынку в российской экономике требует шюции децентрализованных структур, ответственных за принятие иений. Для работы в таких структурах от каждого человека требуется ренность в себе и умение непредвзято судить о происходящем, будь руководитель всего предприятия, начальник среднего звена,'бан-(ский управляющий или конкретный потребитель продукции. Децен-лизация такого рода требует обязательного чувства доверия и общего уважения к честности в поступках. И при этом конечно же тность и доверие остаются, в первую очередь, этическими катего-ши в отличие от законодательных и экономических ограничений, •орые должны вести к полноценности деловой жизни. В условиях рыночной экономики честность и доверие являются наи-iee важными этическими качествами. Например, несмотря на то что практы с обязательными законодательными ограничениями явля-:я основой деятельности любого предприятия, значительная часть •комической деятельности предприятий выходит за рамки их кон-ктных обязательств, отмечает В. Вейгль. Такого рода деятельность >еделяется в отличие от законодательного регулирования уровнем •ерия, который зависит от репутации делового человека или компа-1.
В условиях централизованной экономики имело смысл следовать пра-:ам бюрократической игры, что приводило к проявлению нечестно-, безответственности и отсутствию взаимного доверия в суждениях юдях. Такие качества, как нечестность и недоверие, в условиях цен-лизованной системы принятия ответственных решений фактически новились результатом приспособленческого поведения людей. Эти бенности считались многими рациональными качествами в услови-централизованной системы. Однако наличие этих качеств должно таться нерациональным в условиях экономики, основанной на ры-:ных отношениях. Следовательно, любая трансформируемая эконо-са должна создавать также и этическую инфраструктуру для новых комических институтов.
Необходимость создания этической инфраструктуры для экономики сходного периода является второй важнейшей причиной, по кото-изучение этики бизнеса становится крайне важным в процессе нсформации экономики. Эта причина связана также и с взаимосвя-i между этическими ценностями и работой экономических институ-. Невозможно четко противопоставить этические аспекты экономи-ким. Этика и экономика имеют очень много связывающих их между ой особенностей. Если лидеры в сфере бизнеса и крупные полити-кие деятели проявляют невежество, игнорируют взаимосвязь между ческими ценностями и работой экономических институтов, то ока-
([cvi'iypa этики бизнеса
«ищется невозможным вписать экономику переходного периода и ее ч шюмические институты рыночного типа в не соответствующие им к. юрические и культурные условия и традиции конкретных стран и и фолов. Например, для России, считает В. Вейгль, недостаточно и \ч iih (умно просто скопировать экономические институты Запада. Возникает необходимость вписать и внедрить такие экономические инсти-! 11 м и совершенно отличные от западных исторические и культурные v иония и окружение России и других стран СНГ. Можно предполо-*iuii, что изучение этики бизнеса сможет облегчить этот труднейший щшцесс внедрения.
Обобщая, необходимо подчеркнуть, что важность изучения этики при подготовке профессиональных бизнесменов трудно пе-b. Оно помогает не только сформулировать нужные этические ценности для каждого человека и свободнее ориентироваться профес-
• кошшьным бизнесменам в сложных проблемах, возникающих при
щашнтии решений, но и создать этическую инфраструктуру, которая
иинжна сделать возможным введение и работу рыночной экономики и
!•( точных отношений. Более того, освещение взаимосвязи между эти-
ии (тическими ценностями и деятельностью экономических институ-
|>И1 при изучении курса этики бизнеса может помочь построить более
*п (неспособные экономические институты в условиях трансформиру-
• *шй 'жономики.
Изучение этики бизнеса в высших учебных заведениях ставит своей ««'пью повышение качества этического сознания профессионалов биз-ti.vti и менеджмента, усвоение ими основных ценностных ориентации и нических стандартов бизнеса, овладение инструментарием для ана-'и1 ш и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой ними. Курс этики бизнеса включен в учебные планы многих вузов и «•liiui бизнеса в России. Полностью или частично он изучается также « чнциплистами в области государственного и муниципального управ-
|НЦИН.