КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНОЙ АЛАЛИИ. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Формирование произвольного внимания, фонематического восприятия при сенсорной алалии. Развитие акустических дифференцировок звуков неречевого и речевого характера. Использование различных средств для формирования системы значений. Развитие внимания к речи окружающих и контроля за своей речью. Развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи.

Суть логопедической работы состоит не в том, чтобы обучить алалика правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку. Такая сложная задача требует частого обращения к различным доречевым навыкам. Это — жесты, ритмические движения, рисование, подражание неречевым звукам, например, вою ветра, голосам животных. По мере овладения этими навыками ребенка подводят к звукам, издаваемым голосом, похожим на речь, а также к словам, значение которых постепенно усложняется. Приемы такой работы доступны лишь специалистам высокой квалификации, и родители могут здесь только помочь логопедам, но не заменить их. Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии, так как самостоятельно и без помощи логопеда речь не формируется. В любом случае отсутствие речи к 2-м годам — это уже тревожный сигнал.

При сенсорной алалии логопедическое воздействие на­правляется на воспитание сознательного анализа соста­ва речи, развитие фонематического восприятия, пони­мания речевых структур.

При обучении детей с сенсорной алалией применяются специальные методы, направленные на развитие деятельно­сти, формирование звукового и морфологического анализа и смысловой стороны речи. При этом учитывается уровень не­доразвития понимания, собственной речи, познавательной деятельности, общих особенностей личности ребенка.

Основным принципом работы является последова­тельное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка в их взаимосвязи. Работа оказывается результативной только при проведении врачом специфического лечения, нормализующего деятельность центральной нервной системы и стимулирующего созрева­ние клеток коры головного мозга.

До начала работы целесообразно узнать как можно боль­ше об условиях жизни, быте ребенка, познакомиться с его окружением, близкими людьми. Это поможет выявить круг его интересов и возможностей, наметить пути контакта й определить программу предстоящей работы.

Уточняются объем и характер обращений к ребенку» употребляемых в семье. Педагог и родители составляют список точно сформулированных (стандартизированных) инст­рукций-побуждений обиходно-бытового характера, которые употребляются в неизменном виде и на занятиях, и в по­вседневной жизни ребенка дома. Уточняется степень вос­приимчивости ребенка к звукам неречевого характера в ус­ловиях полной тишины и при наличии шумового фона. Речевое общение на первых порах ограничивается, беспо­рядочная речь ребенка затормаживается.

Работа начинается со строгой организации звукового и речевого режима ребенка, так как излишняя беспорядоч­ная слуховая нагрузка задерживает развитие понимания и самой речи. Детям предоставляют часы и дни отдыха, спо­койствия, их ограждают от излишних обращений к ним ок­ружающих.

Основными задачами работы являются пробуждение ин­тереса к звукам окружающей жизни, к речевым звукам, развитие потребности, желания и возможности подражать им, дифференциация неречевых и речевых звуков.

Каждый речевой звук, который ребенок начинает воспри­нимать, выделять, дифференцировать от неречевых, а за­тем и от других речевых звуков, связывается с предметом, картинкой, действием, с конкретной ситуацией, становит­ся их обозначением. На начальных этапах работы для вы­работки условной связи звучания и предмета выбираются слова-эквиваленты, звуковые комплексы.

После дифференциации некоторого количества звуков переходят к различению слогов, опять-таки в связи с конк­ретным предметом или действием, и простых слов со стро­гой предметной соотнесенностью.

На эмоционально-игровом фоне воспитывается интерес к звукам. При накоплении понимаемых ребенком слов важно, что­бы он одновременно слышал слово, видел, трогал предмет, производил с ним какое-то действие. Связь между словом и предметом устанавливается при неоднократном совпадении слуховых и зрительных ощущений.

Постоянно проверяется — правильно ли ребенок понял слово, фразу, смысл прослушанного рассказа. С этой целью используются различные картинки, графические схемы слов и предложений, цвет­ные фишки для закрепления структурного и звукового состава речи, с помощью символики иллюстрируется изменение морфологическо­го значения слова, структура предложений.

Возможность полной ликвидации сенсорной алалии ис­следователями ставится под сомнение. Прогноз достаточно неопределенный, он зависит от ряда факторов: состояния слуховой чувствительности, времени и характера проводи­мого лечения, коррекционно-воспитательного воздействия, возраста и интеллекта ребенка и т. д.

Часть детей с сенсорной алалией обучается в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями или во вспомо­гательных школах и занимается с логопедом.

Логопедическая работа эффективна только при система­тическом специфическом лечении ребенка.

Мощным источником речевого развития таких детей яв­ляется их общение с нормально говорящими людьми.

Положительная динамика при алалии выявляется при учете следующих факторов: раннее распознавание недораз­вития, своевременное предупреждение вторичных откло­нений, учет нормального онтогенеза, системность воздей­ствия на все компоненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недо­развития, дифференцированный подход к детям, форми­рование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу, единство формирования речевых процессов, мышления и познава­тельной активности и др.