Лекция «Приостановление предварительного расследования»

Институт ППР не известен многим государствам с развитой системой уголовного судопроизводства (Франция).

В отечественном уголовном законодательстве данный институт существует с дореволюционных времен (с Устава уголовного судопроизводства 1864 г.)

В связи с тем, что в УПК РСФСР 1960 г. Нормы, регулирования приостановлены, предварительные расследования содержались в главе 17 (« Приостановление и окончание предварительного следствия»), в теории и на практике приостановление предварительного расследования иногда смешивают с его окончанием. Еще в 1945 году М.С. Строгович называл приостановление одной из форм окончания предварительного расследования.

Очевидно, что приостановление предварительного расследования отличается от сходного и смежного с ним института прекращения уголовного дела существенными признаками (основаниями, процессуальным порядком и правовыми последствиями).

Правовые нормы регулирования приостановления предварительного расследования содержится в 28 главе УПК РФ.

1.? Распространяется ли действие указанной главы на дознание, возможно ли приостановление дознания.

В силу ст.223 УПК РФ дознание производится по правилам, установленным для приостановления следствия (т.е. главами 21,22, 24-29) → может быть приостановлено по тем же основаниям и в том же порядке, что и предварительное следствие.

Однако исходя из замысла законодателя дознание – ускоренная форма расследования.

В законе определено, что дознание осуществляется именно в отношении конкретных лиц, перечень преступлений, относится к компетенции обжалования действий, не представляет сложности с точки зрения установления фактических обстоятельств и ничто не препятствует составлению дознавателем обвинительного акта и направление обвинительного акта и направление дела через прокурора в суд.

Но! И по таким делам часто подозреваемый выбывает из процесса.

! Если подозреваемый известен, но скрылся, заболел либо по иным причинам не имеет возможности участвовать в производстве по уголовному делу приостановление дознания вполне согласуется с концепцией осуществления дознания только в отношении конкретного лица.

? Сложнее, если конкретного лица нет.

Правомочен ли дознаватель приостановить производство дознания, если дознание осуществляется только по очевидным преступлениям?

В соответствии с ч.1 и 2 ст.223 УПК РФ основание и порядок приостановления предварительного расследования и на дознание с изъятиями, предусмотренными гл. 32' (невозможно приостановить дознание по р.1ч.1 ст.208 УПК).

2.? Считать ли приостановление предварительного расследования самостоятельным процессуальным институтом.

1÷ приостановление предварительного расследования – составная часть института предварительного расследования и института судебного разбирательства.

2÷ приостановление предварительного расследования – самостоятельный институт.

Институт предварительного расследования – это совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирует определенный вид общественных отношений, возникающих на стадиях предварительного расследования, подготовки к судебному заседанию и судебному разбирательству в связи с объективными обстоятельствами – временным отсутствием основного участника уголовного судопроизводства – подозреваемого, обвиняемого, подсудимого (Химичева Г.П.).

3 ÷ Ряд процессуалистов.:

Приостановление предварительного расследования - это два идентичных по сущности, но независимых друг от друга института управления процесс. действующих на стадии предварительного расследования и на стадии судебного разбирательства.

Но! 3а. Химичева: Нельзя ограничивать институт предварительного расследования рамками конкретной стадии правового содействия регулируемых процессуальных отношений.

4÷ Нормы, относящиеся к возобновлению производства по уголовному делу, должны выделяться из института приостановления предварительного расследования и рассматриваться как самостоятельный институт.

5÷ Репкин Л.М. + институт приостановления предварительного расследования включает в себя также нормы, регулируемые право на обжалование действий и решений следователя, прокурора, судьи + ходатайства.

6÷ Патов Н.А.+ нормы, установленные сроки следствия при возобновлении уголовного дела.

Но! Тесно связаны, но не относятся.

3.? Отсутствие единого подхода к понятию приостановления предварительного расследования.

1÷ (Стремовский В.А., Коврижных Б.Н., Жогин Н.В., Фаткуллин Ф.Н., Якупов Р.Х.)

Приостановление – это перерыв (временное перерыв) в ведении дела, временное не совершение по нему следственных (процессуальных действий, оформляемый постановлением следователя, прокурора при наличии основания и соблюдении условий, указанных в законе в целях приостановления предварительного расследования по уголовному делу.

2÷ (Быков В.М., Ломовский В.Д.)

Приостановление процессуального процесса особая, исключительная уголовно-процессуальная форма, состоящая в вынесении органом дознания, следователем, прокурором и судом по основаниям указанным в законе, постановлении или определении о приостановлении уголовного дела, а также в последующем принятии мер к раскрытию преступления, розыску скрывшегося от следствия и суда обвиняемого, возобновление уголовного дела и его окончанию в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.

(выделяются: исключительность формы, основания, меры по раскрытию преступления, возобновления, а затем окончания расследования)

Другие: + - активную деятельность следователя после приостановления (Репкин);

- приостановление с целью последующего возобновления (Бердичевский, Даровских);

Химичева: 1) не форма!

2) только как перерыв →

пассивность и бездеятельность следователя;

3) непереход следователя на иной режим уголовно-процессуальной деятельности.

Приостановление - предварительного расследования   это вызванный объективно существующий невозможностью продолжить и закончить расследование в связи с отсутствием обвиняемого подозреваемого или лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, и облегченный в процессуальной деятельности следователя и дознавателя, в ходе которого принимаются меры не процессуального характера по устранению обстоятельств, послуживших основанием для приостановления предварительного расследования в целях его возобновления и окончания.

Уголовно-процессуальная деятельность следователя, дознавателя на данном этапе:

1. изучение материалов уголовного дела в целях установления оснований приостановления;

2. выявление наличия процессуальных условий, при которых возможно…

3. составление постановления о приостановлении предварительного следствия или дознания;

4. разрешение сопуств. ???

5. Уведомление участников процесса о приостановлении предварительного расследования;

6. принятие мер по устранению обстоятельств послуживших основанием приостановления предварительного расследования;

7. возобновление предварительного следствия или дознания

return false">ссылка скрыта

Основание: 208 ст. УПК.

ч. 1÷ лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

2÷ а) подозреваемый или обвиняемый скрылся;

б) по иным причинам его местонахождения не установлено;

3÷ местонахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует.

4÷ вследствие временного тяжелого заболевания подозреваемого или обвиняемого.

IV.Методические указания по организации самостоятельной работы студентов при изучении конкретной дисциплины.

В соответствии с учебным планом юридического факультета Института права Самарского Государственного экономического университета студенты 3-го курса дневного отделения и 4-го курса заочного отделения изучают курс «Уголовно-процессуальное право Российской Федерации» соответственно в 5-6-ом и 7-8-ем семестрах и по окончании изучения курса сдают экза­мен по данной дисциплине. Студенты изучают курс в течение двух семестров, и по окончании первого семестра сдают зачет в качестве промежуточной формы контроля полученных знаний. Экзамен по курсу «Уголовно-процессуальное право Российской Федерации» студенты дневного отделения сдают в шестом семестре, студенты заочного отделения сдают экзамен в восьмом семестре. Объем требований, предъявляемых на зачете, определяется преподавателем, осуществляющим контроль знаний самостоятельно с учетом программы курса «Уголовно-процессуальное право», утвержденный кафедрой уголовно-правовых дисциплин в сентябре 2008 года. Зачет может проводиться в устной (с использованием зачетных билетов или в форме собеседования с преподавателем) или письменной форме, в форме теста с заранее оглашаемым преподавателем процентом правильных ответов, необходимых для получения положительного результата недифференцированного зачета. Объем требований, предъявляемых на экзаме­не, определяется перечнем вопросов по уголовно-процессуальному праву, который отражает содержание курса и содержится в про­грамме курса «Уголовно-процессуальное право», утвержденный кафедрой уголовно-правовых дисциплин в сентябре 2008 года. Он является общим для студентов дневного и заочного отделения.

Учебным планом предусматривается выполнение контрольной работы по данной дисциплине студентами 4-го курса заочного отделения согласно требованиям, предъявляемым к написанию контрольных работ по курсу «Уголовно-процессуальное право». Темы курсовых ра­бот для студентов заочного отделения, методические указания по каждой из них, примерная структура работ и рекомендуемые источники студенты получают на кафедре. Работа должна быть представлена на рецензирование в сроки, установленные учебной частью факультета.

Основой для изучения всех разделов курса является Конституция Российской Федерации 1993 года, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, а также федеральные конституционные и федеральные законы, в которых содержатся нормы уголовно-процессуального права. Студенты должны пользоваться учебной и специальной литературой, указанной в программе курса и планах семинарских занятий, следить за публикациями по вопросам уголовно-процессуального права в соответствующих журналах, в част­ности - «Государство и право», «Известия ВУЗов. Правоведение», «Журнал российского права», «Вестник Московского универ­ситета», «Уголовное право», «Российская юстиция», «Законность», «Российский судья», «Российский следователь», и т.д.

Важно также быть в курсе последних изменений в законодательст­ве. В этой связи следует регулярно просматривать «Собрание законода­тельства Российской Федерации», «Российскую газету», а также пользоваться справочно-правовыми системами «Гарант» и «Консультант Плюс», использовать он-лайн версии газеты «Российская газета», справочно-правовых систем «Гарант» и «Консультант Плюс».

Следует иметь в виду, что преподаватели, ведущие занятия, впра­ве уточнять перечни рекомендуемой студентам литературы и нормативных правовых актов. Перечни различных источников могут представлять ин­терес для студентов и как исходная основа для определения научной и нормативной базы при подготовке курсовых работ.

Студенты 4-5-го курсов дневного отделения и 5-6-го курсов заочного отделения, получающие в процессе обучения уголовно-правовую специализацию по личному заявлению и согласно решению кафедры уголовно-правовых дисциплин, могут защитить дипломную работу по актуальным направлениям отрасли и науки уголовно-процессуального права России. Студент вправе в личном заявлении указать желательного научного руководителя для дипломной работы, который окончательно определяется решением заведующего кафедрой уголовно-правовых дисциплин. В случае положительного решения после утверждения научного руководителя, студент выбирает направления исследовательской работы, формулирует совместно с научным руководителем тему дипломной работы, впоследствии используя индивидуальные консультации с научным руководителем и самостоятельную работу в качестве основных форм для подготовки к защите дипломной работы по проблемам уголовно-процессуального права России.

V.Методические указания по подготовке к семинарским, практическим или лабораторным занятиям

Учебный курс «Уголовно-процессуальное право Российской Федерации» состоит из лекционного курса и семинарских занятий. Лекционный курс проводят ведущие преподаватели учебной дисциплины, его основным содержанием является теория уголовно-процессуального права России, научные достижения в исследовании данной отрасли права, истории развития различных уголовно-процессуальных институтов, а также освещение преподавателем основных положений Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса РФ и других нормативно-правовых актов, регулирующих уголовно-процессуальные отношения. Семинарское занятие является одной из важнейших активных форм обучения и контроля знаний студентов, в их рамках проходит анализ положений нормативно-правовых актов, закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях, а также вырабатывается умение использовать интеграционный подход при анализе теории и практики уголовно-процессуального права России. Тематика и структура семинарских занятий доводится до студентов заблаговременно, в том числе и путем выдачи методических материалов к семинарским занятиям.

Целью семинаров является углубленное усвоение студентами учебного материала, наиболее значимых вопросов теории уголовно-процессуального права Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет российского уголовно-процессуального права. Помимо семинарских занятий, проводимых согласно плану, по инициативе преподавателя могут проводиться занятия с применением интерактивных форм обучения студентов (деловых и ролевых игр, круглых столов, дискуссий и т.п.).

Тщательная подготовка студентов к каждому семинарскому занятию позволит глубже и всесторонне разобраться в существе рассматриваемых проблем теории вопросов и практики применения государственно-правовых норм, а активное участие в работе семинара даст возможность студентам глубже усвоить рассматриваемые вопросы, получить ответы на сложные для понимания вопросы, позволит каждому студенту проявить свои способности при сопоставлении различных авторских позиций по тому или иному вопросу, а также будет способствовать формированию аналитических и речевых возможностей, что так необходимо каждому юристу - практику, независимо от его профессиональной специализации.

Семинарские занятия, по усмотрению преподавателя, могут проводиться опросным порядком студентов по каждому вопросу темы занятий; студентам может быть дано поручение подготовить краткое сообщение по отдельным вопросам, освещенным в том или ином специальном источнике (нормативно-правовом или научном), после чего может быть развернута дискуссия с анализом иных авторских позиций. Контроль знаний студентов может также проводиться путем письменных ответов на поставленные вопросы, промежуточного тестирования, фронтального опроса.

Активное участие студентов в семинарских занятиях учитывается при проводимой аттестации, а также при решении вопроса о допуске к экзамену по учебной дисциплине. Студент, не принимающий активного участия в работе семинара, обязан отработать соответствующую тему, а также и тему, занятия по которой он пропустил.

Основой для изучения всех разделов курса является Конституция Российской Федерации 1993 года, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, а также федеральные конституционные и федеральные законы, в которых содержатся нормы уголовно-процессуального права. Студенты должны пользоваться учебной и специальной литературой, указанной в программе курса и планах семинарских занятий, следить за публикациями по вопросам уголовно-процессуального права в соответствующих журналах, в част­ности - «Государство и право», «Известия ВУЗов. Правоведение», «Журнал российского права», «Вестник Московского универ­ситета», «Уголовное право», «Российская юстиция», «Законность», «Российский судья», «Российский следователь», и т.д.

Важно также быть в курсе последних изменений в законодательст­ве. В этой связи следует регулярно просматривать «Собрание законода­тельства Российской Федерации», «Российскую газету», а также пользоваться справочно-правовыми системами «Гарант» и «Консультант Плюс».

Следует иметь в виду, что преподаватели, ведущие занятия, впра­ве уточнять перечни рекомендуемой студентам литературы и нормативных правовых актов. Перечни различных источников могут представлять ин­терес для студентов и как исходная основа для определения научной и нормативной базы при подготовке курсовых работ.

 

Планы семинарских занятий