Тема 16. Управление конфликтами

Конфликт – несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое.

Существуют 4 вида конфликтов:

Внутриличностный конфликт;

Межличностный конфликт;

 Конфликт между личностью и группой;

Межгрупповой конфликт.

Причинами конфликта могут быть:

 Распределение ресурсов;

 Взаимозависимость задач;

 Различия в целях;

 Различия в представлениях и ценностях;

 Различия в манере поведения и жизненном опыте;

 Неудовлетворительные коммуникации.

Как процесс, конфликт состоит из следующих этапов:

Управленческая ситуация => Источники конфликта => Возможность разрастания конфликта => Реакция на ситуацию: конфликт не происходит (к «Управленческая ситуация»), конфликт происходит (далее) => Управление конфликтом => Последствия конфликта => Управленческая ситуация.

Последствия конфликта могут быть функциональными и вести к повышению эффективности организации, а могут быть дисфункциональными и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

 

Существует несколько способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на 2 категории: структурные и межличностные.

4 структурных способа:

1. Разъяснение требований к работе;

2. Создание координационных (например, цепи команд) и интеграционных (например, служб, осуществляющих связь между различными функциями в организации) механизмов;

3. Выработка общеорганизационных комплексных целей;

4. Разработка эффективной структуры системы вознаграждений.

5 межличностных способов:

1. Уклонение;

2. Сглаживание;

3. Принуждение;

4. Компромисс;

5. Решение проблемы.