А за один только 2007 год на 18 процентов
Рисунок 4 – Динамика роста мирового экспорта коммерческих услуг
И с т о ч н и к: составлено по данным [28, с.176], [31, с.7]
Согласно официальной статистики, в мире в 2007 году экспорт услуг составил более 19% всего торгового экспорта (табл. 4). Банковские услуги, страхование, операции на рынке ценных бумаг, строительство, телекоммуникационные услуги преодолели национальные границы.
Таблица 4 – Мировой экспорт товаров и коммерческих услуг, 2007
Объем, млрд.долл.США | Доля в мировом экспорте, % | Темпы роста, % | ||||
2000-07 | ||||||
Товары | 80,6 | |||||
Услуги | 19,4 |
И с т о ч н и к: [31, с. 7]
Однако последние семь лет (2000-07 годы) темпы роста экспорта услуг отставали от темпов роста экспорта товаров (за исключением 2007 года, когда они составили 18 процентов).
Географическое распределение торговли услугами отличается крайней неравномерностью. Около 75% стоимости объема услуг экспортируется развитыми странами, 24% - развивающимися и странами с переходной экономикой, 1% - международными организациями. Международная практика свидетельствует, что услуги в основном экспортируются либо промышленно развитыми странами, либо имеющими географическое преимущество.
Доля первой пятерки мировых лидеров в экспорте услуг (США, Великобритания, Германия, Япония, Франция) в 2007 году составляла 36,2% всего мирового экспорта услуг (табл. 5). Они же являются основными мировыми импортерами услуг (34,3%). Для компаний из этих стран большое значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах.
Таблица 5 - Ведущие экспортеры и импортеры в мировой торговле коммерческими услугами, 2008 (млрд. долл. США и в %)
Место | Экспортеры | Стои-мость | Доля | Годовое изме-нение, % | Место | Импортеры | Стои-мость | Доля | Годовое изме-нение, % | |
США | 521,4 | 13,8 | США | 367,9 | 10,5 | |||||
Великобритания | 283,0 | 7,5 | Германия | 283,0 | 8,1 | |||||
Германия | 241,6 | 6,4 | Великобритания | 196,2 | 5,6 | |||||
Франция | 160,5 | 4,2 | Япония | 167,4 | 4,8 | |||||
Китай | 146,4 | 3,9 | Китай | 158,0 | 4,5 | |||||
Япония | 146,4 | 3,9 | Франция | 139,4 | 4,0 | |||||
Испания | 142,6 | 3,8 | Италия | 131,7 | 3,8 | |||||
Италия | 121,9 | 3,2 | Ирландия | 106,2 | 3,0 | |||||
Индия | 102,6 | 2,7 | Испания | 104,3 | 3,0 | |||||
Нидерланды | 101,6 | 2,7 | Корея | 91,8 | 2,6 | |||||
Мир | 100,0 | Мир | 100,0 |
И с т о ч н и к: [31, с.12]
Положение развивающихся стран в мировом экспорте услуг, как и в экспорте товаров, укреплялось по мере их экономического развития и притока иностранного капитала. Это особенно характерно для таких стран Азии, как Китай, Сингапур, Республика Корея. Китай в 2007 году занял седьмую позицию в мировом экспорте услуг (3,9 процента) и пятую в их мировом импорте (4,2 процента). Хотя еще в 2005 году это были девятое и седьмое места соответственно, с мировыми долями в экспорте 3,1 процентов и в импорте 3,5 процентов.
Различные страны значительно отличаются друг от друга по видам и характеру предоставляемых услуг. Так, швейцарские фирмы сильны в банковском деле, торговле, организации материально-технического обеспечения, консалтинге и обучении. Английские фирмы занимают прочные позиции в страховании, аукционной торговле, управлении денежными операциями и в различных областях консультационных услуг. Сингапурские фирмы сильны в судоремонте, обслуживании авиалиний, портов и терминалов. Американским фирмам принадлежит лидерство с операциями на рынке ценных бумаг, в управлении гостиничным хозяйством, в бухгалтерском учете и в рекламе.
Структура международной торговли услугами достаточно сложна. Наибольшее значение в мировой торговле услугами имеет туризм и транспорт. В стоимостном выражении наблюдается их абсолютный рост, в то же время их доля в общем объеме экспорта услуг снижается (таблица 6).
Таблица 6 - Мировой экспорт коммерческих услуг по видам
Виды услуг | Объем, млрд.$ | 2007 г. к 2000 г. % | Доля, % | |||||
2000 г. | 2007 г. | 2008 г. | 1990 г. | 2000 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||
Все коммерческие услуги | 218,4 | |||||||
В том числе: Транспортные Поездки Другие | 213,2 180,0 248,2 | 28,5 33,9 37,6 | 23,3 32,1 44,6 | 22,8 26,5 50,7 | 23,6 25,1 51,2 |
И с т о ч н и к: составлено по данным [28], [31, с.9]
Доля транспортных услуг в общем объеме экспорта услуг снизилась с 28,5 % в 1990 году до 22,8 % в 2007 году, поездок с 33,9 % до 26,5 %. Соответственно возросла доля «других услуг» - с 37,6 % до 50,7 %. Такая мировая статистика сформировалась, прежде всего, за счет показателей развитых стран. Рост «других услуг» происходил в последнее время благодаря развитию информационных технологий. Наибольший вклад в эту статью экспорта вносят роялти и лицензионные платежи, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, страховые услуги, услуги связи, строительные услуги. Продолжительное же снижение доли транспортных услуг определялось снижением тарифов на перевозки, внедрением новых технологий доставки грузов.