А за один только 2007 год на 18 процентов

 

 

Рисунок 4 – Динамика роста мирового экспорта коммерческих услуг

И с т о ч н и к: составлено по данным [28, с.176], [31, с.7]

 

Согласно официальной статистики, в мире в 2007 году экспорт услуг составил более 19% всего торгового экспорта (табл. 4). Банковские услуги, страхование, операции на рынке ценных бумаг, строительство, телекоммуникационные услуги преодолели национальные границы.

Таблица 4 – Мировой экспорт товаров и коммерческих услуг, 2007

  Объем, млрд.долл.США Доля в мировом экспорте, % Темпы роста, %
2000-07
Товары 80,6
Услуги 19,4

 

И с т о ч н и к: [31, с. 7]

Однако последние семь лет (2000-07 годы) темпы роста экспорта услуг отставали от темпов роста экспорта товаров (за исключением 2007 года, когда они составили 18 процентов).

Географическое распределение торговли услугами отличается крайней неравномерностью. Около 75% стоимости объема услуг экспортируется развитыми странами, 24% - развивающимися и странами с переходной экономикой, 1% - международными организациями. Международная практика свидетельствует, что услуги в основном экспортируются либо промышленно развитыми странами, либо имеющими географическое преимущество.

Доля первой пятерки мировых лидеров в экспорте услуг (США, Великобритания, Германия, Япония, Франция) в 2007 году составляла 36,2% всего мирового экспорта услуг (табл. 5). Они же являются основными мировыми импортерами услуг (34,3%). Для компаний из этих стран большое значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах.

 

Таблица 5 - Ведущие экспортеры и импортеры в мировой торговле коммерческими услугами, 2008 (млрд. долл. США и в %)

Место Экспортеры Стои-мость Доля Годовое изме-нение, % Место Импортеры Стои-мость Доля Годовое изме-нение, %  
 
 
США 521,4 13,8 США 367,9 10,5  
Великобритания 283,0 7,5 Германия 283,0 8,1  
Германия 241,6 6,4 Великобритания 196,2 5,6  
Франция 160,5 4,2 Япония 167,4 4,8  
Китай 146,4 3,9 Китай 158,0 4,5  
Япония 146,4 3,9 Франция 139,4 4,0  
Испания 142,6 3,8 Италия 131,7 3,8  
Италия 121,9 3,2 Ирландия 106,2 3,0  
Индия 102,6 2,7 Испания 104,3 3,0  
Нидерланды 101,6 2,7 Корея 91,8 2,6  
  Мир   100,0     Мир   100,0    

И с т о ч н и к: [31, с.12]

 

Положение развивающихся стран в мировом экспорте услуг, как и в экспорте товаров, укреплялось по мере их экономического развития и притока иностранного капитала. Это особенно характерно для таких стран Азии, как Китай, Сингапур, Республика Корея. Китай в 2007 году занял седьмую позицию в мировом экспорте услуг (3,9 процента) и пятую в их мировом импорте (4,2 процента). Хотя еще в 2005 году это были девятое и седьмое места соответственно, с мировыми долями в экспорте 3,1 процентов и в импорте 3,5 процентов.

Различные страны значительно отличаются друг от друга по видам и характеру предоставляемых услуг. Так, швейцарские фирмы сильны в банковском деле, торговле, организации материально-технического обеспечения, консалтинге и обучении. Английские фирмы занимают прочные позиции в страховании, аукционной торговле, управлении денежными операциями и в различных областях консультационных услуг. Сингапурские фирмы сильны в судоремонте, обслуживании авиалиний, портов и терминалов. Американским фирмам принадлежит лидерство с операциями на рынке ценных бумаг, в управлении гостиничным хозяйством, в бухгалтерском учете и в рекламе.

Структура международной торговли услугами достаточно сложна. Наибольшее значение в мировой торговле услугами имеет туризм и транспорт. В стоимостном выражении наблюдается их абсолютный рост, в то же время их доля в общем объеме экспорта услуг снижается (таблица 6).

Таблица 6 - Мировой экспорт коммерческих услуг по видам

Виды услуг Объем, млрд.$ 2007 г. к 2000 г. % Доля, %
2000 г. 2007 г. 2008 г. 1990 г. 2000 г. 2007 г. 2008 г.
Все коммерческие услуги         218,4        
В том числе: Транспортные Поездки Другие       213,2 180,0 248,2   28,5 33,9 37,6   23,3 32,1 44,6   22,8 26,5 50,7   23,6 25,1 51,2

 

И с т о ч н и к: составлено по данным [28], [31, с.9]

 

Доля транспортных услуг в общем объеме экспорта услуг снизилась с 28,5 % в 1990 году до 22,8 % в 2007 году, поездок с 33,9 % до 26,5 %. Соответственно возросла доля «других услуг» - с 37,6 % до 50,7 %. Такая мировая статистика сформировалась, прежде всего, за счет показателей развитых стран. Рост «других услуг» происходил в последнее время благодаря развитию информационных технологий. Наибольший вклад в эту статью экспорта вносят роялти и лицензионные платежи, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, страховые услуги, услуги связи, строительные услуги. Продолжительное же снижение доли транспортных услуг определялось снижением тарифов на перевозки, внедрением новых технологий доставки грузов.