Стандарты приема заказа и обслуживание гостей
· Подойдя к столу, официант обязан представиться: « Добрый день, меня зовут ______, я сегодня буду вас обслуживать»
· При принятии заказа на песню, официант задает вопрос о наличии сертификата. Официант обязан уведомлять гостей, что песни ПЛАТНЫЕ и они будут входить в общий счет(песни будни 50 рублей/1 песня, песни выходные 100 рублей/1 песня (выходные дни пятница, суббота).
· Заказ принимается в порядке обслуживания: дети, дамы по старшинству, далее мужчины по старшинству.
· При приёме заказа официант располагается возле гостя делающего заказ, выбрав оптимальное расстояние для того, чтобы не говорить шёпотом или слишком громко.
· В первую очередь принимаем заказ на аперитив сразу после подачи меню и карты бара.
Заказ на аперитив принимается зразу же после того как вы рассадили гостей, подали меню, и до принятия основного заказа.
· Если гости затрудняются в выборе, официант обязан помочь гостю с выбором напитком, рассказать о спец. предложениях.
· Очень важно знать и правильно рекомендовать сочетания блюд и напитков.
· Золотое правило: «Обязательно нужно продублировать заказ».
· Вносим заказ в компьютерную систему на станции официанта с уточнениями и дополнениями.
· На барной стойке формируем напитки для подачи и выносим их гостям в течении максимум 8 минут. Сначала подаются безалкогольные напитки, потом алкогольные. Принеся разнос с напитками, официант ставит его на подсобный стол (если он есть), или подает напитки с разноса. Наливает напитки гостям с правой стороны и только правой рукой ( либо не забываем про правило «открытой руки»). Бутылку с напитком нужно держать таким образом, чтобы этикетка всегда была хорошо видна гостю. Получив согласие гостя, официант наливает воду на 2/3 бокала, не дотрагиваясь бутылкой до его края. Если гость попросил к воде лимон, то его приносят на пирожковой или чайной тарелке, нарезанным кружочками или дольками. А если попросили лед, то его приносим в ведерке для льда (icebucket), или в крайнем случае подаем лед в креманке, обязятельнос щипцами.
· Все напитки подаются сразу, за исключением вин, которые подаются вместе с блюдами, к которым они заказаны и дижестивов.
· Все напитки, которые подаются из бара в бутылках - открываются только на глазах у гостей!
· Подавая напитки или блюда нужно обязательно презентовать их. Например: « Пожалуйста, свежевыжатый морковный сок».
· При общении с гостем официанту запрещено использовать некоторые слова: нет, не, не знаю, чё, вот и короче!
· После подачи аперитива, принимаем основной заказ.
· Запись в блокноте должна быть разборчива и понятная любому вашему коллеге.
· Дублируя заказ, официант уточняет последовательность подачи блюд, степени прожарки мяса, предупреждает о времени приготовления, акцентирует внимание на какие-либо специфичные ингредиенты, и т.д.
· Рекомендуется уточнить у гостей, как они будут расплачиваться, чтобы при необходимости пробить разные счета.
· Заказ на десерты, чай, кофе может быть принят с основным заказом, но пробивать его в компьютерную систему сразу не стоит, т.к. гости могут потом от него отказаться.
· Пока готовятся блюда первого курса, официант подготавливает стол гостей к обслуживанию: убирает лишние предметы сервировки и добавляет недостающие, в зависимости от заказа.
· Далее выносится хлеб. Если хлеб подаётся на одного человека, то его ставят слева от гостя, если на несколько человек, то хлебную корзину ставят в середину стола.
· Все блюда и напитки выносятся в зал на чистом разносе, неся его на левой руке, при необходимости придерживая правой. Некоторые блюда и напитки можно выносить без подноса, но только в случае если того требует специфическая подача блюда или напитка.
· Пустой разнос официант обязан носить также как и разнос с продукцией - на левой руке, чуть ниже уровня плеча.
· Блюда и напитки устанавливаются на разнос: тяжёлое - ближе к официанту, более легкие - дальше, высокие предметы - в центре, горячее ближе к официанту, холодное дальше.
· Блюда и напитки подаются с правой стороны от гостя, правой рукой, использованная посуда убирается с левой стороны, левой рукой. Не забываем применять правило «открытой руки» (смотрите выше).
· При перемене блюд должен быть небольшой перерыв. Например, не допускается вынос горячих блюд, если гость не доел закуску.
· При подаче блюд нужно строго соблюдать последовательность и курсы подачи.
· Если гость уронил на пол прибор, или салфетку следует сразу же подать новые приборы на разносе, застеленным салфеткой ( края салфетки должны заправляться, а не свисать с разноса). Только потом убираем то, что упало.
· Сервируя приборы, блюда и напитки, официант должен соблюдать следующее:
- не касаться большим пальцем тарелки, он должен быть за краем тарелки.
- не дотрагиваться до краев чашек и бокалов.
- бесшумно, аккуратно ставить бокалы, тарелки и т.д.
- рюмки и бокалы брать только за нижнюю часть и за ножку (это правило используется и при уборке использованной посуды)
- особенно тщательно следить за чистотой приборов, меняя после каждого блюда.
- подавать новое блюдо только после того, как будет убрана посуда из-под предыдущего блюда.
- барную и кухонную продукцию следует подавать отдельно.
· Наблюдайте за гостями не навязчиво. Гости должны при необходимости видеть вас, а вы обязаны постоянно держать гостей в поле зрения!
· Если вам нужно покинуть позицию для того, чтобы забрать заказ с раздачи, подготовить в подсобном помещении необходимые атрибуты для обслуживания, то вы обязаны предупредить об этом менеджера или своих коллег. Запрещено покидать позицию в зале по личным делам, не поставив в известность менеджера и не получив его одобрения!
· Если возникает необходимость передачи стола от одного официанта другому, то порядок передачи будет следующим:
- Проинформируйте менеджера, он принимает решение о целесообразности передачи стола
- При положительном решении, менеджер определяет, кто из официантов будет подменяющим.
- В присутствии менеджера, официант представляет гостям нового официанта: «Уважаемые гости, пожалуйста, извините, моя смена заканчивается, поэтому обслуживание продолжит официант…….(назвать имя).
· Уходящий официант должен передать своему коллеге подробную информацию о гостях: кто заказчик, кто какие напитки пьет, какова последовательность курсов подачи и т.д. Помните! За обслуживаниепереданного стола, ответственность несут оба официанта в равной степени.
· При обслуживании гостей официант обязан постоянно следить за укомплектованностью своих станций, вне зависимости от занятости.