III. Обороты по реализации продукции, не подлежащие обложению НДС в силу экономической нецелесообразности.

В отличие от оборотов по реализации социально значимых товаров, работ и услуг обороты данной группы освобождаются от обложения НДС по другим причинам.

Налогообложение данных оборотов НДС повлекло бы следующие последствия:

- невозможность реализации определённых услуг;

- неоправданная сложность ценообразования;

- неоправданно высокие затраты;

- двойное налогообложение.

К оборотам по реализации продукции, не подлежащим обложению НДС в силу экономической нецелесообразности, относятся следующие обороты:

- обороты по реализации ценных бумаг и финансовых инструментов срочного рынка (форвардных и фьючерсных контрактов, опционов и иных аналогичных финансовых инструментов срочного рынка). К оборотам по реализации ценных бумаг относятся: реализация ценных бумаг, наращивание доходов, депозитарная деятельность по учету ценных бумаг, а также обороты, связанные с погашением ценных бумаг эмитентом в форме, установленной законодательством Республики Беларусь. Освобождение от уплаты НДС оборотов по реализации ценных бумаг вызвано экономико-правовой природой ценных бумаг. Ценная бумага – это документ, подтверждающий обязательство эмитента ценной бумаги перед её владельцем. Обложение НДС оборота по реализации, к примеру, векселя, повлекло бы увеличение стоимости самого векселя, но не суммы денежного обязательства векселедателя по этому векселю. При обложении НДС оборотов по реализации ценных бумаг они утратили бы своё экономическое значение;

- обороты по предоставлению кредитов (ссуд), кредитных гарантий или иных видов обеспечения кредитно-денежных операций, включая управление кредитами или кредитными гарантиями, если такое управление осуществляется лицами, предоставившими эти кредиты. В том случае, если бы эти обороты облагались НДС, фактические затраты по получению кредита привели бы к утрате его значения;

- обороты по предоставлению гарантий. Данные обороты включают выдачу банками поручительств, кредитных, таможенных и иных гарантий, связанных с принятием на себя обязательств перед кредиторами клиента банка. Освобождаемыми от налогообложения оборотами являются все суммы расчетов по данным операциям, включая суммы получаемого вознаграждения;

- обороты по реализации банковских услуг по расчётному обслуживанию клиентов, в том числе операций, связанных с ведением расчетных (текущих), депозитных или иных счетов, а также операций, непосредственно связанных с денежными переводами, перечислениями или поручениями, долговыми обязательствами, чеками либо другими обращающимися платежными средствами.

Согласно Закону «О НДС», из суммы оборотов по реализации продукции подлежат исключению суммы следующих оборотов:

- оборотов по реализации объектов за пределами Республики Беларусь организациями (структурными подразделениями организаций), зарегистрированными в качестве налогоплательщиков за пределами Республики Беларусь. В случае, если бы эти обороты облагались НДС, имело бы место двойное налогообложение данным налогом: первый раз – в государстве, где продукция была реализована, второй раз – в Республике Беларусь. А двойной НДС резко бы снизил ценовую конкурентоспособность этой продукции на рынке иностранного государства.

Эти обороты следует отличать от оборотов по реализации продукции на экспорт, в отношении которых, как правило, применяется ставка НДС – 0 %. Экспорт товаров – это реализация продукции по сделке, заключённой между резидентом Республики Беларусь и нерезидентом. А реализация товаров за пределами Республики Беларусь – это реализация продукции по сделкам, заключённым между заграничными предприятиями, созданными резидентами Республики Беларусь (зарегистрированными в иностранных государствах), либо структурными подразделениями резидентов (зарегистрированных в качестве плательщиков за рубежом), с одной стороны, и нерезидентами – с другой;

- оборотов, связанных с выбытием из владения организаций основных средств и нематериальных активов, приобретенных до 1 января 2000 года. Данные обороты освобождены от уплаты НДС, в связи с тем, что обложение НДС оборотов по реализации основных фондов, приобретённых в советский период, повлекло бы непомерную налоговую нагрузку для отчуждающих их организаций. Уровень экономического потенциала регионов в восьмидесятые годы был намного выше, чем уровень в постсоветский период. Поэтому даже остаточная стоимость какого-либо агрегата, приобретённого, к примеру, в 1987 году, может оказаться такой, что исчисленный, исходя из неё, НДС может резко ухудшить положение предприятия. С другой стороны, эта же норма направлена на увеличение возможности реализации изношенных основных фондов, посредством устранения косвенного налогообложения.