Историческое развитие хозяйственного учета

Одним из наследий древности явл. документирование всех фактов хоз.жизни, то что можно увидеть то и нужно записать.

Инвен-я как метод бух.уч. возник еще в др.Египте и проводился около 6тыс.лет возможно и еще больше. Появился синтет. и анал.учет еще в др.Вавилоне. в др.Греции появляются деньги виде монет, в результате чего появляются первые кредитные и обменные орг.

Дебет и кредит явл. др.Римскими терминами(2тыс.лет до н.э.) получила широкое развитие ден. кредитная система, появились школы где обучали коммерции.

Именно в среднев. получает широкое развитие кассовый учет или камеральная бухгалтерия. Ведется бирочный учет в Англии вплоть до конца 19в.

В 1994г. в Венеции была напечатана книга Луки Пачолли (распространитель двойной записи) над которой он трудился 30 лет «Σарифметики, геометрии учения о пропорциях и отношениях».

Гл.в творческом наследии П. описание и распространение двой.записи. в трактате о счет.и записях заложены 2осн. положения(постулатов) П.: 1.Σ деб.оборотов всегда тождественна Σ кредитовых той же сист.счетов; 2. 1.Σ деб.сальдо всегда тождественна Σ кредитовых той же сист.счетов;

Итальянская школа, раскрывает юрид.аспект бух.уч. Представители данной шк.явл. (Ф.Вилла, Дж. Чербони, Дж.Росси) основоположниками двойной записи, однако суть их идей сводилась к смене прав и обяз-в лиц учавств. в хоз.процессах. Ит.шк. объясняет все счета как личные, т.е.счета расчетов, при этом операционные счета представлялись им лишними. Баланс определялся как табл., в активе указан владелец ценностей, в пассиве перечисл. собс-ки ценностей.

Французская школа, значимую роль играла экономическая трактовка бух.уч. Выдающимися представ. этой шк.явл. (А. Гильбо, Ж. Б. Дюмарше). Считалось, что все счета –это счета средств и процессов, т.е. счета операционные, если ит.шк. со своей юр.теорией объясняла дв.запись по правилу Дегранжа: тот кто получает- дебетуется, кто выдает –кредитуется. То экон-я трактовка дв.записи: нет прихода без расхода. Целью учета явл. выявление эф-ти хоз-ых процессов. Сточки зрения фр.шк. прибылью могли считаться только ден.поступления. Рамки бух.уч. были расширены, т.е. была введена система национ.счетов для уч.национ.экон-ки.

Немецкая шк. основала процедурные аспекты бухгалтерии, строение форм подсчета, последов-сть бух.записей. Гл. представители данной школы: Шер, Шмаленбах, Ле Куттер. Начало развития этой шк. было во время правления Петра1, он и ввез в Россию.

Американская шк. (Шпруг, Гаррисон, Хиггинс) цель бух.уч. сделать учет орудием управления, явл. основоположницей стандарт-кост (разработана сист.уч.затрат стандарт-кост). Англоамериканцы считали, что не последнюю роль в учете играет психологический фактор, т.е. введя управл.учет как альтернативное направление традиц.бух.уч., они полагали основой учета умение манипулировать работниками хоз-его субъекта.