ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В задачи логопеда вспомогательной школы входит обследование и отбор детей в логопедические группы, проведение коррекционно-логопедической работы, общее развитие речи умственно отсталых школьников, формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по русскому языку, математике и другим предметам, пропаганда логопедических знаний, а также ведение документации и отчетности. Для успешной реализации этих задач необходимо взаимодействие логопеда с учителями, воспитателями, родителями, медицинским персоналом.
В первые две недели сентября логопедом проводится обследование детей, прежде всего первичное. При первичном обследовании выявляются все дети с недостатками речи. Обследование речи можно проводить в классной обстановке. Детям предлагается прочитать стихотворение, рассказать, что нарисовано на картинке, пересказать рассказ или сказку, ответить на вопросы. Для выявления детей с нарушениями письменной речи предлагаются диктанты, чтение знакомых или незнакомых текстов, которые соответствуют программе обучения данного класса.
На основании такого первичного обследования заполняется журнал учета детей с нарушениями речи, в котором отмечаются фамилия, имя, возраст, успеваемость по русскому языку, дается общая характеристика нарушений речи, дата зачисления на логопедические занятия.
После первичного обследования проводится основное, тщательное индивидуальное обследование детей с дефектами речи традиционными логопедическими методами по специальным схемам обследования.
Обследование тех детей, которые уже занимались с логопедом и будут продолжать коррекционные занятия, проводится только по отдельным разделам, с учетом речевой патологии ребенка и этапа коррекции речи.
На основании данных обследования детей составляются речевые карты и проводится логопедическая работа.
В начале учебного года логопед составляет годовой план работы, в котором отражаются следующие разделы:
I. Обследование (первые две недели учебного года).
II. Характеристика детей с нарушениями речи. Указыва
ется общее количество школьников с нарушениями речи,
дается общая характеристика речевого дефекта. Уточняется
количество детей, которые приняты на логопедические за
нятия в текущем году. Определяются группы детей с учетом
речевой патологии, класса.
III. Определение перспективного плана работы с каждой
группой детей.
IV. Пропаганда логопедических знаний, работа с учите
лями, воспитателями, родителями. Предусматривается по
сещение логопедом уроков, занятий воспитателей, прове
дение консультаций для родителей, участие в родительских
собраниях с целью пропаганды логопедических знаний, про
ведение открытых занятий, помощь учителям в закреплении
правильных речевых навыков, доклады на педагогических
советах, семинарах и т.д.
V. Оснащение логопедических занятий новым наглядным
и дидактическим материалом, техническими средствами.
VI. Повышение квалификации.
VII. Участие в медико-педагогических комиссиях по от
бору детей в специальные учреждения.
VIII. Ведение документации.
На основании данных обследования логопед составляет перспективный план работы с каждой группой детей. В перспективных планах дается логопедическое заключение на каждого ребенка, характеристика нарушений речи, обозначаются основные этапы работы с группой и подгруппой, а также их примерная продолжительность.
Каждое логопедическое занятие проводится в соответствии с развернутым (поурочным) планом или конспектом занятия, в котором определяются тема, цели, оборудование, ход занятия.
В ^ конце учебного года составляется годовой отчет о работе логопеда. В отчете отмечается общее количество детей
с нарушениями речи, указываются группы детей с учетом дефекта речи и возраста, количество детей, принятых на логопедические занятия в текущем году, количество детей, у которых полностью исправлены нарушения речи, количество школьников, которым рекомендовано продолжение логопедических занятий, а также количество детей, поставленных на очередь.
В годовом отчете логопеда вспомогательной школы дается характеристика всей проведенной логопедом работы, в том числе указываются мероприятия по пропаганде логопедических знаний, работа с учителями, воспитателями, родителями, повышение квалификации, работа по оснащению логопедических занятий и др.
Группы детей для проведения логопедических занятий комплектуются из 4—6 человек, подгруппы из 2—3 человек. Под-групповые занятия проводятся в тех случаях, когда у детей имеются тяжелые нарушения речи или нарушения, которые встречаются лишь у небольшого числа детей. Группы организуются с учетом вида речевой патологии из учеников одного класса или двух смежных классов.
В логопедической работе во вспомогательной школе предусматриваются и индивидуальные занятия, в частности по постановке звуков, особенно с учениками первых классов.
Групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся три раза в неделю с учащимися младших классов и два раза в неделю с учащимися старших классов. Подолжи-тельность индивидуальных занятий— 15 мин, подгруппо-вых — 20—25 мин, групповых — 45 мин.
В процессе работы логопед может переструктурировать подгруппы и группы, например объединять подгруппы в группы.
Документация. Логопед вспомогательной школы ведет следующую документацию: речевые карты школьников с нарушениями речи, журнал учета детей с речевыми дефектами, журнал учета посещаемости занятий, годовой план работы, перспективные планы работы (фронтальных, т.е. групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий), поурочные планы или конспекты, годовой отчет о работе логопеда.
Приложение
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Конспект № 1
Тема. Звук и буква у.
Цели. Развитие ручной и речевой моторики, фонематического анализа, умения выделять звук у в словах, закрепление связи звука и буквы у.
Содержание занятия
1. Организационный момент.
2. Развитие ручной моторики.
Игра "Пальчики здороваются".
- Поиграем в игру "Пальчики здороваются". Сначала будут здоро
ваться друг с другом пальцы правой руки. (Упражнение выполняется вме
сте с логопедом.) Кончик большого пальца правой руки поочередно "здо
ровается", касается кончиков указательного, среднего, безымянного паль
ца этой руки. А теперь будут "здороваться" пальцы левой руки... Пальчи
ки поздоровались и погрелись. А теперь погреем язычок и губы. Пусть
они тоже подвигаются.
3. Артикуляторная гимнастика (проводится перед зеркалом, под счет).
Упражнение для нижней челюсти: опустить и поднять нижнюю
челюсть.
Упражнение для губ: улыбка, трубочка, чередование улыбки и трубочки.
Упражнение для языка: положить широкий язык на нижнюю губу, поднять широкий язык на верхнюю губу, чередование широкого-узкого языка, "маятник" (узкий язык в правый-левый угол рта), облизать кончиком языка верхнюю, нижнюю губу.
4. Знакомство с картиной "В лесу" и беседа по ее содержанию.
- Кто нарисован на картинке?
- Волк.
- Что делает волк? (Как подает голос?)
— Воет.
- Как воет волк?
-У-у-у.
5. Произнесение вместе с логопедом звука у.
— Давайте все вместе произнесем, как воет волк.
- А теперь я послушаю, как каждый из вас произнесет этот звук.
6. Уточнение артикуляции звука у.
Логопед предлагает детям взять зеркало и произнести звук у перед зеркалом, следит за тем, чтобы дети вытягивали губы вперед.
- В каком положении губы, когда мы произносим звук з>?(Они растя
нуты или вытянуты трубочкой.)
- Губы трубочкой. (Все дети повторяют.)
- Касается ли кончик языка зубов?
- Не касается, кончик языка отодвинут назад. (Дети повторяют.)
- Приложите ладонь к горлышку и скажите звук у. Дрожит ли гор
лышко?
— Дрожит.
- Правильно. Горлышко дрожит, звук произносится с голосом. (Дети
повторяют.)
- Итак, как же мы произносим звук у"! Дети заканчивают предложе
ния: губы — ... (трубочкой), кончик языка — ... (не касается зубов), гор
лышко— ... (дрожит).
Дети повторяют артикуляцию звука у.
7. Соотнесение с буквой.
- Какой буквой обозначается звук у? Найдите букву в разрезной азбуке.
Буква выставляется на доске.
8. Обучение четкому произношению звука у в словах.
Вывешивается картинка "Девочка заблудилась в лесу". Проводится
беседа по картинке.
- Кто нарисован на картинке?
- Девочка.
- Что случилось с девочкой?
- Она заблудилась в лесу.
- Как кричит девочка?
-Ау-ау-ау.
- Давайте поможем девочке и хорошо произнесем вместе ау-ау-ау.
- Какой первый звук в слове ау! (Звук интонируется.)
-А.
- Какой звук слышится после звука а в слове ауЯ
-У.
- Составим это слово под картинкой.
Вывешивается картинка "Малыш плачет". Проводится аналогичная работа со звукосочетанием уа.
Затем логопед показывает картинку "Филин сидит на суку".
- Кто нарисован на этой картинке?
- Филин.
- Знаете, как филин кричит? Фу-бу, фу-бу.
Дети повторяют.
Затем дети рассматривают картинку "Свинья".
- Кто нарисован на картинке?
- Свинья.
— Когда свинья сыта, она лежит и тяжело дышит: уф-уф-уф.
Дети повторяют.
9. Закрепление произношения звука у в пройденных словах по картин
кам. Дети должны вспомнить, кто какие звуки подает, и правильно про
изнести звук у в звукосочетаниях ау, уа, фу-бу, уф.
10. Развитие фонематического анализа. Определение наличия звука
у. Игра "Услышь звук у". Дети поднимают флажок, когда услышат звук у.
а) среди других звуков: а, м, у, э, с и т.д.;
б) в сочетаниях с гласными: ау, оа, за, эу, ыу и т.д.;
в) в односложных словах: зуб, рак, кот, мак, рот, дуб, лук, сыр,
гусь, жук, дом, уж, сом, сук.
Логопед показывает картинку и называет слово, дети определяют, есть ли звук у в слове или нет. Картинки, в названии которых есть звук у, выставляются на доске.
- Назовите птицу ... насекомое ... овощ.
11. Подведение итогов занятия.