ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В задачи логопеда вспомогательной школы входит об­следование и отбор детей в логопедические группы, прове­дение коррекционно-логопедической работы, общее разви­тие речи умственно отсталых школьников, формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по русскому языку, математике и другим предметам, пропа­ганда логопедических знаний, а также ведение документа­ции и отчетности. Для успешной реализации этих задач не­обходимо взаимодействие логопеда с учителями, воспитате­лями, родителями, медицинским персоналом.

В первые две недели сентября логопедом проводится об­следование детей, прежде всего первичное. При первичном обследовании выявляются все дети с недостатками речи. Обследование речи можно проводить в классной обстанов­ке. Детям предлагается прочитать стихотворение, расска­зать, что нарисовано на картинке, пересказать рассказ или сказку, ответить на вопросы. Для выявления детей с нару­шениями письменной речи предлагаются диктанты, чтение знакомых или незнакомых текстов, которые соответствуют программе обучения данного класса.

На основании такого первичного обследования заполня­ется журнал учета детей с нарушениями речи, в котором отмечаются фамилия, имя, возраст, успеваемость по рус­скому языку, дается общая характеристика нарушений речи, дата зачисления на логопедические занятия.

После первичного обследования проводится основное, тщательное индивидуальное обследование детей с дефекта­ми речи традиционными логопедическими методами по спе­циальным схемам обследования.

Обследование тех детей, которые уже занимались с лого­педом и будут продолжать коррекционные занятия, прово­дится только по отдельным разделам, с учетом речевой па­тологии ребенка и этапа коррекции речи.


На основании данных обследования детей составляются речевые карты и проводится логопедическая работа.

В начале учебного года логопед составляет годовой план работы, в котором отражаются следующие разделы:

I. Обследование (первые две недели учебного года).

II. Характеристика детей с нарушениями речи. Указыва­
ется общее количество школьников с нарушениями речи,
дается общая характеристика речевого дефекта. Уточняется
количество детей, которые приняты на логопедические за­
нятия в текущем году. Определяются группы детей с учетом
речевой патологии, класса.

III. Определение перспективного плана работы с каждой
группой детей.

IV. Пропаганда логопедических знаний, работа с учите­
лями, воспитателями, родителями. Предусматривается по­
сещение логопедом уроков, занятий воспитателей, прове­
дение консультаций для родителей, участие в родительских
собраниях с целью пропаганды логопедических знаний, про­
ведение открытых занятий, помощь учителям в закреплении
правильных речевых навыков, доклады на педагогических
советах, семинарах и т.д.

V. Оснащение логопедических занятий новым наглядным
и дидактическим материалом, техническими средствами.

VI. Повышение квалификации.

VII. Участие в медико-педагогических комиссиях по от­
бору детей в специальные учреждения.

VIII. Ведение документации.

На основании данных обследования логопед составляет перспективный план работы с каждой группой детей. В перспективных планах дается логопедическое заключение на каждого ребенка, характеристика нарушений речи, обозна­чаются основные этапы работы с группой и подгруппой, а также их примерная продолжительность.

Каждое логопедическое занятие проводится в соответствии с развернутым (поурочным) планом или конспектом заня­тия, в котором определяются тема, цели, оборудование, ход занятия.

В ^ конце учебного года составляется годовой отчет о ра­боте логопеда. В отчете отмечается общее количество детей


с нарушениями речи, указываются группы детей с учетом дефекта речи и возраста, количество детей, принятых на логопедические занятия в текущем году, количество детей, у которых полностью исправлены нарушения речи, количе­ство школьников, которым рекомендовано продолжение логопедических занятий, а также количество детей, постав­ленных на очередь.

В годовом отчете логопеда вспомогательной школы дает­ся характеристика всей проведенной логопедом работы, в том числе указываются мероприятия по пропаганде логопе­дических знаний, работа с учителями, воспитателями, ро­дителями, повышение квалификации, работа по оснаще­нию логопедических занятий и др.

Группы детей для проведения логопедических занятий ком­плектуются из 4—6 человек, подгруппы из 2—3 человек. Под-групповые занятия проводятся в тех случаях, когда у детей имеются тяжелые нарушения речи или нарушения, которые встречаются лишь у небольшого числа детей. Группы орга­низуются с учетом вида речевой патологии из учеников одно­го класса или двух смежных классов.

В логопедической работе во вспомогательной школе пре­дусматриваются и индивидуальные занятия, в частности по постановке звуков, особенно с учениками первых классов.

Групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия про­водятся три раза в неделю с учащимися младших классов и два раза в неделю с учащимися старших классов. Подолжи-тельность индивидуальных занятий— 15 мин, подгруппо-вых — 20—25 мин, групповых — 45 мин.

В процессе работы логопед может переструктурировать подгруппы и группы, например объединять подгруппы в группы.

Документация. Логопед вспомогательной школы ведет следующую документацию: речевые карты школьни­ков с нарушениями речи, журнал учета детей с речевыми дефектами, журнал учета посещаемости занятий, годовой план работы, перспективные планы работы (фронтальных, т.е. групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий), поурочные планы или конспекты, годовой отчет о работе логопеда.


Приложение

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Конспект № 1

Тема. Звук и буква у.

Цели. Развитие ручной и речевой моторики, фонематического анали­за, умения выделять звук у в словах, закрепление связи звука и буквы у.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Развитие ручной моторики.
Игра "Пальчики здороваются".

- Поиграем в игру "Пальчики здороваются". Сначала будут здоро­
ваться друг с другом пальцы правой руки. (Упражнение выполняется вме­
сте с логопедом.) Кончик большого пальца правой руки поочередно "здо­
ровается", касается кончиков указательного, среднего, безымянного паль­
ца этой руки. А теперь будут "здороваться" пальцы левой руки... Пальчи­
ки поздоровались и погрелись. А теперь погреем язычок и губы. Пусть
они тоже подвигаются.

3. Артикуляторная гимнастика (проводится перед зеркалом, под счет).
Упражнение для нижней челюсти: опустить и поднять нижнюю

челюсть.

Упражнение для губ: улыбка, трубочка, чередование улыбки и тру­бочки.

Упражнение для языка: положить широкий язык на нижнюю губу, поднять широкий язык на верхнюю губу, чередование широкого-узкого языка, "маятник" (узкий язык в правый-левый угол рта), облизать кон­чиком языка верхнюю, нижнюю губу.

4. Знакомство с картиной "В лесу" и беседа по ее содержанию.

- Кто нарисован на картинке?

- Волк.

- Что делает волк? (Как подает голос?)
— Воет.



- Как воет волк?
-У-у-у.

5. Произнесение вместе с логопедом звука у.

Давайте все вместе произнесем, как воет волк.

- А теперь я послушаю, как каждый из вас произнесет этот звук.

6. Уточнение артикуляции звука у.

Логопед предлагает детям взять зеркало и произнести звук у перед зер­калом, следит за тем, чтобы дети вытягивали губы вперед.

- В каком положении губы, когда мы произносим звук з>?(Они растя­
нуты или вытянуты трубочкой.)

- Губы трубочкой. (Все дети повторяют.)

- Касается ли кончик языка зубов?

- Не касается, кончик языка отодвинут назад. (Дети повторяют.)

- Приложите ладонь к горлышку и скажите звук у. Дрожит ли гор­
лышко?

— Дрожит.

- Правильно. Горлышко дрожит, звук произносится с голосом. (Дети
повторяют.)

- Итак, как же мы произносим звук у"! Дети заканчивают предложе­
ния: губы — ... (трубочкой), кончик языка — ... (не касается зубов), гор­
лышко— ... (дрожит).

Дети повторяют артикуляцию звука у.

7. Соотнесение с буквой.

- Какой буквой обозначается звук у? Найдите букву в разрезной азбуке.
Буква выставляется на доске.

8. Обучение четкому произношению звука у в словах.
Вывешивается картинка "Девочка заблудилась в лесу". Проводится

беседа по картинке.

- Кто нарисован на картинке?

- Девочка.

- Что случилось с девочкой?

- Она заблудилась в лесу.

- Как кричит девочка?
-Ау-ау-ау.

- Давайте поможем девочке и хорошо произнесем вместе ау-ау-ау.

- Какой первый звук в слове ау! (Звук интонируется.)
-А.

- Какой звук слышится после звука а в слове ауЯ
-У.

- Составим это слово под картинкой.

Вывешивается картинка "Малыш плачет". Проводится аналогичная работа со звукосочетанием уа.

Затем логопед показывает картинку "Филин сидит на суку".

- Кто нарисован на этой картинке?

- Филин.

- Знаете, как филин кричит? Фу-бу, фу-бу.
Дети повторяют.

Затем дети рассматривают картинку "Свинья".

- Кто нарисован на картинке?

- Свинья.

— Когда свинья сыта, она лежит и тяжело дышит: уф-уф-уф.
Дети повторяют.


9. Закрепление произношения звука у в пройденных словах по картин­
кам. Дети должны вспомнить, кто какие звуки подает, и правильно про­
изнести звук у в звукосочетаниях ау, уа, фу-бу, уф.

10. Развитие фонематического анализа. Определение наличия звука
у. Игра "Услышь звук у". Дети поднимают флажок, когда услышат звук у.

а) среди других звуков: а, м, у, э, с и т.д.;

б) в сочетаниях с гласными: ау, оа, за, эу, ыу и т.д.;

в) в односложных словах: зуб, рак, кот, мак, рот, дуб, лук, сыр,
гусь, жук, дом, уж, сом, сук.

Логопед показывает картинку и называет слово, дети определяют, есть ли звук у в слове или нет. Картинки, в названии которых есть звук у, выставляются на доске.

- Назовите птицу ... насекомое ... овощ.

11. Подведение итогов занятия.