В 1628 году Палех был пожалован Ивану Матвеевичу Бутурлину «за московское осадное сидение королевичево». Село принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года.

В 1762—1774 годах в центре Палеха был построен Крестовоздвиженский храм, расписанный и богато украшенный палехскими мастерами. С XVIII века Палех — центр иконописи в традициях русской живописи XV—XVII веков.

В 1918 году в посёлке организована декоративно-художественная артель. В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского». С 1924 года — Палехская артель древней живописи, с 1932 года — Палехское товарищество художников, с 1953 года — художественно-производственные мастерские.

Палех еще с допетровских времен славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 художники создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоночальниками палехского стиля являются выдающиеся деятели искусств Голиков Иван Иванович и Глазунов Александр Александрович, в московской мастерской которого и была написана Голиковым Иваном первая работа в так называемом палехском стиле. В 1923 работы были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924.

5 декабря 1924 семь палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н Буторин, Н. М. Зиновьев. Уже в 1925 палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже.

Союз художников Палеха возник в 1932. В 1935 артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954 образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Особенности:

Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываются золотом.

Гармоническое единство художественной формы и глубокого национального содержания, традиционность и народность отличают произведения художников Палеха. Традиции, заложенные основателями, продолжают их дети и ученики: Т.Зубкова, Н.Голиков, А.Котухина, П. Чалунин, Г.Мельников, Б.Ермолаев и многие другие.

Отличительными чертами палехской школы являются:

· миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо;

· общий мягкий тон письма;

· многообразие элементов композиции и их живописность;

· узорчатость письма;

· разнообразие радужных сияний;

· вписание гор остроконечными лещадками;

· деревья с натуральной листвой;

· удлинённость фигур подобно строгановским;

· тонкость плави голов и обнажённых частей фигур;

· пробела́ краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом «в полуперо»;

· фоны разных тонов (вплоть до золотых).

 

Холуй

Холуй одно из древнейших поселений, расположенный в 360 километрах в северо-восточном направлении от Москвы. Красота сих мест великолепна в любое время года. Она и сегодня пленит многих. Река – красавица небольшая, глубокая, извилистая Теза, с ее широкими весенними разливами что оком не окинешь, с дубравами и сосновыми борами, могучими вязами и ивами по берегам, заливные луга с морем цветов в летнюю пору, с осенним золотым листопадом и множеством стогов сена, и белейшими огромными сугробами зимою. Она, по-видимому, не была незамеченной и стала источником вдохновения на труд и творчество.

Название же произошло от реки. В ней для лова рыбы люди ставили плетни из прутьев называемые «холуи», «холуйники»' — так объясняет русский толковый словарь В. И. Даля значение этих слов, а промысел рыбы в Холуе всегда был. Ее ловили много, и сами ели и продавали. Первые документальные сведения о Холуе, уже известном русском селении, относится к Х VI веку. Это грамота Великого Князя Московского Ивана Васильевича от 1546 года Троице-Сергиеву монастырю «Об освобождении от пошлин стародубских соляных варниц», из которой следует, что Холуй в то время являлся вотчиной этого монастыря, куда и поставляли холуяне добываемую здесь соль — продукт нужный и дорогой.

В документах датированных 1613 годом Слобода Холуй упоминается уже как иконописное место и пожалована была князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов.Ученые люди иконописное искусство Палеха, Мстеры и Холуя называют древне-русской живописью. Они же утверждают, что раньше всех из них иконописание возникло в Холуе. Первыми иконописцами были монахи Холуйского Троицкого монастыря, который принадлежал Троице-Сергиевой лавре.

К началу ХVII века Холуй получил широкую известность как торговое село — здесь ежегодно проводились четыре ярмарки. Наряду с этим Холуй славился и как центр иконописи, иконы распространялись коробейниками во все концы Российской империи.

С начала ХVIII века искусство иконописи в Холуе развивается довольно быстро. Потребность в иконах росла с каждым годом. Холуйские иконы поставлялись в северные губернии России, Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Санкт-Петербургскую и в саму столицу. Большим потребителем икон была Сибирь, туда отправлялись иконы возами и целыми обозами. Холуй получает заказы на иконы из-за границы: Болгарии, Македонии и Сербии. Такой спрос естественно способствовал развитию.

Александро-Невское братство, учрежденное во Владимире, в 1882 году открыло в Холуе рисовальные классы, немного позднее они преобразовались в иконописно-рисовальную школу. В Холуйских иконах видим мы народные традиции владимиро-суздальских писем 14 века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчеркнутой монументальности композиций.

 

Иконописанием в Холуе занимались до Октябрьской революции 1917 года. Пройдя множество этапов становления, художники пришли к росписи лаковой миниатюры на папье-маше. Первые опыты миниатюрной живописи относятся к 1932 году. Художники Холуя, так же как и художники Палеха и Мстеры, явились основателями нового искусства русской лаковой миниатюры на папье-маше. В 1934 году они объединились в артель, которая стала в последствии градообразующим предприятием, воспитавшем много талантливых художников.

В 1937 году художники Холуя участвовали во Всемирной выставке в Париже, где им были присуждены бронзовые медали, а в 1939 году их работы демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

В 50—60 годах в холуйской лаковой миниатюре наступает период расцвета. Разнообразие тем, сюжетов, своеобразное направление в русской лаковой миниатюре позволяет холуйским художникам найти свой путь отличный от Палеха и Мстеры. И не случайно 50-60е годы поражают ростом творческих сил.

Художники Холуя, приняв наследство от старых мастеров сумели развить это искусство, сделать его современным, сохранили лучшие традиции лаковой миниатюры, ее народную основу.

Работы художников Холуя ежегодно участвуют в выставках-продажах как в России, так и за границей. Уникальные произведения занимают высокие места, гран-при медали и т.д. Среди художников Холуя есть народные, заслуженные, а так же молодые, но очень талантливые выпускники Холуйского художественного училища.

В многоликом и разнообразном русском декоративно-прикладном и народном искусстве лаковой миниатюрной живописи отдается предпочтение, за уникальность, красоту, талант художников и их ''золотые руки''. Лаковая миниатюра рукотворна, очень трудоемка и сложна, как в исполнении, так и в понимании, она родная сестра станковой живописи. Однако это прикладное искусство, так как неразрывно живопись слита с объемным предметом, шкатулкой, либо другим видом изделия и имеет утилитарное назначение.

В произведениях художников Холуя по-новому проявились лучшие традиции древнерусского искусства. В разнообразных по теме и манере исполнения сюжетах выделяется народная талантливость и яркое индивидуальное своеобразие каждого художника. Характерные особенности Холуйского письма и сегодня продолжают возникать в непрерывном творческом процессе художников и становятся традиционными.

Красота Холуйской миниатюрной живописи своеобразна, неброская, но убедительно добрая, привлекательная, начиная с формы, пропорции самого изделия и заканчивая орнаментальным узором.

Миниатюрная живопись Холуя в очередной раз переживает период неудовлетворенности достигнутым, творческий процесс идет, наряду с лаковой миниатюрой возрождается иконопись, некогда запретная, создаются новые иконы с постоянным обращением к традициям, которые мастера сумели сохранить и развить в новых изделиях.

Каждая работа хранит тепло человеческих рук, на всех этапах производства лаковой миниатюры применяется только ручной труд. В процессе изготовления изделий на предприятии используются традиционные технологии, натуральные, экологически чистые и качественные материалы. Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен и включает в себя более 2000 сюжетов и видов изделий, среди них – шкатулки, панно, поздравительные адреса, портсигары, ларцы, броши, письменные наборы и многое другое, с традиционной холуйской росписью, фирменным знаком и сертификатом качества.

Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем во Мстёре приближенный к зрителю пейзаж, более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев фигуры. Пропорции их удлиненные, и в этом они ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объемнее. Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на черном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных, темно-красных, темно-зеленых, темно-коричневых, темно-синих цветов и характерны неожиданные контрастные сочетания теплых и холодных тонов. Сюжеты миниатюр главным образом исторические, фольклорные, литературные, а также современные. Искусство Холуя достигло большого подъема в 60-80-ых годах. Там выросли прекрасные художники: Н.И.Бабурин, В.А.Белов, Б.В.Тихонравов, Б.И.Киселев, Н.Н.Денисов, В.А.Кротов, А.Н.Сотсков, В.Е.Елкин, П.А.Митяшин, В.Н.Седов и др.