ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЗАЮКОВО

Существует несколько преданий относительно истории происхождения с. Заюково. Остановимся на одном из наиболее реальных вариантов.

Атажукино II (Нижнее Атажукино) образовалось раньше, чем Атажукино I (Верхнее Атажукино). В Атажукино II проживала семья князя Касея Атажукина. У него был сын Хатокшуко. После смерти отца Хатокшуко воспитывался у дяди Бекмурзы. Когда подрос, Хатокшуко не ужился с дядей, между ними час­то происходили споры, которые в конце концов закончи­лись судебным разбирательством. По обвинению Бекмур­зы, Хатокшуко был выслан из Кабарды. После возвра­щения на родину Хатокшуко окончательно решил уйти от дяди и выбрать себе новое местожительство. Когда дело дошло до раздела имущества и людей, Бекмурза, думая, что никто не пойдет с Хатокшуко, сказал: «Возь­ми из подчиненных тех, кто согласен с тобой жить». Тог­да Хатокшуко обратился к крестьянам и уоркам: «Кто хочет со мной жить, переходите на левую сторону реки Баксан, на поляну кизиловой рощи. Я там выбираю но­вое местожительство». За ним пошли семьи Батоко Апшева, Кары и Пшимахо Шурдумовых, Хажибатыра Бжихатлова, Марема Шаова, Матгери Шидова, Едика и Пата Гедгафовых, Закрея Бирсова, Гулы Шорова, Хариса Каранашева, Али Абазова и Ибрагима Купова. На второй день, рано утром к ним прискакал какой-то всад­ник и забрал с собой молодого князя. Через несколько дней вернулся Хатокшуко, известивший о том, что был на торжестве в честь переименования станицы Горячие Воды (Псыхуабэ) в город Пятигорск. 14 мая 1830 г. был опубликован сенатский указ «по высочайше утвержден­ному положению Комитета министров по учреждении при Кавказских минеральных водах нового города Пя­тигорска и о переводе туда присутственных мест из горо­да Георгиевска» '. Выходит, Заюково — ровесник г. Пя­тигорска.

Таким образом, князь Атажукин выбрал место на бе­регу Баксана, где сейчас находится вспомогательная школа-интернат. В настоящее время там стоит дом, построенный в 1909 г. его внуком Альгери Асланбековичем. Остальные поселенцы расположились рядом, на левой стороне реки.

Через некоторое время из низменной части Большой Кабарды приехал Герандуко Шогенов и занял свободное место справа от князя. Все его родственники поселились также на этой территории: образовался большой квар­тал Шогеновых. Со временем этот квартал выделился как отдельное поселение. Атажукино было разделено на несколько кварталов (хьэблэ): Жемуховых, Шомаховых, Шурдумовых, Шогеновых и т. д.

В 1861 г. в Атажукино I насчитывалось 33 двора. По­сле отмены крепостного права в Кабардино-Балкарии (1867 г.) количество дво­ров значительно увеличилось.

В 1867 г. поселения Атажукино I и Герандуко Шогенова были объединены в одно село с общей численностью 117 дворов.

Необходимо отметить, что описываемые события происходили в период русско-кавказской войны (согласно российской историографии война шла в 1817-1864гг., согласно исследований местных историков эта война началась в первой половине XVIII века и завершилась в 1864 г.). Общегосударственные события не могли обойти стороной селение. Как известно, основным последствием, итогом русско-кавказской войны стало выселение значительного числа горцев в Турцию. Выселение это проводилось на основе договоренности, достигнутой между Россией и Турцией. Выселение горцев в Турцию обернулось трагедией для кабардинского народа. По некоторым историческим сведениям во время переселения погибло около 500тыс. черкесов. Но независимо от этих жертв духовенство и многие кабардинские князья призывали народ к переселению в Турцию. Влияние мусульманского духовенства отрица­тельно сказывалось на росте и развитии населения Заюково. Мул­лы беспрерывно раздували межнациональную рознь, вызывали у трудящихся ненависть ко всему христианско­му, агитировали людей за переселение в Турцию, где якобы всех ожидали блаженство и счастье. Царское правительство поддерживало стремление духовенства, потому что ему нужны были свободные (освободившие­ся) земли для вознаграждения своих верноподданных — местных князей. Многие поддались агитации. Турция также была заинтересована в расселении черкесов на своей территории. Черкесы были расселены на границах Турции, чтобы защищать страну от внешних посягательств. Объяснялось это тем, что черкесы издавна славились своей воинственностью, храбростью, стойкостью. Во второй половине XIX в. в Турцию из Атажукино I переселились многие семьи из родов Шурдумовых, Шо­геновых, Хаповых, Хацуковых, Сабанчиевых, Бирсовых, Жиляевых, Шерховых, Кардановых и других. Царское правительство добилось желаемого: значительные территории, на которых проживали черкесы, в том числе и кабардинцы, была освобождена для расселения на ней своих верноподданных. Жители Атажукино I и Атажуки­но II, не испытывавшие раньше никаких противоречий по поводу распределения между ними земли, поставлены были перед угрозой потери значительной части своих владений. Посевные, сенокосные угодья и пастбища, которые распределя­лись по семьям (родам), становятся объектом спора.

Для решения различных вопросов, затрагивавших ин­тересы всех жителей, специально созывались собрания (хасэ), в которых участвовало только взрослое население муж­ского пола. Такие собрания обычно проводились на кур­гане, который возвышался позади дома Атажукина. На них разбирались земельные и имущественные вопросы, конфликты между родами, дела об убийствах, избира­лись судьи. На сходах привилегиями пользовались князья, муллы, народные мудрецы, воины. Однако со временем древний народный порядок уступил место «дворянскому праву», что обеспечивало «избранным» господствую­щее положение в обществе.

Проводились и поквартальные собрания, где в основ­ном решались вопросы о строительстве квартальной ме­чети, найме пастуха и т. д.

Население Атажукино I в основном занималось земле­делием и скотоводством. Как известно, к концу 1869 г. в Кабарде наделение сел землей, основанное на принци­пе общинного права владения, было закончено. Тогда на 214 дворов селу Атажукино I было отведено 11500 де­сятин земли, из них под посевами 860 десятин. Участок князя Хатокшуко Атажукина составлял 800 десятин.

Жители села главным образом возделывали просо и кукурузу. Заделку семян в почву производили терновой волокушей. Но в конце XIX в. у сельчан начали появ­ляться деревянные бороны с металлическими зубьями и железные плуги.

Урожайность сельскохозяйственных культур была весьма низкой.

Многие крестьяне не имели рабочего скота. Поэтому своими силами они не могли обрабатывать свой клочок земли. Им приходилось объединяться в супряги (дзей).

Основным занятием атажукинцев было скотоводство, которое оставалось наиболее выгодной отраслью хозяй­ства в данной местности. Между представителями раз­личных слоев населения крупный и мелкий скот рас­пределялся неравномерно. Значительной частью лоша­дей, крупного рогатого скота и овец владела феодальная верхушка, лучшие пастбища также принадлежали бо­гатым.

Среди атажукинцев встречалось много семей, не имевших ни одной лошади, ни одной коровы. Так, в 1889 г. из общего количества 269 дворов число безлошад­ных составляло 52,4%.

В основном занимались мясным животноводством. На повышение надоя молока и улучшение породности жи­вотных почти не обращали внимания.

Атажукинцы занимались промыслами: каждая четвертая семья изготовляла бурки (многие мастера, изготовлявшие бурки,были известны по всему Северному Кавказу), арчаки (уанэпхъафэ), ремни, металлические принадлежности седла, уздечек, занимались пошивом подушек.

Многие жители занимались кузнечным ремеслом, изготовлением тавро­вых знаков, частей плугов, арб, борон, серпов.

В 1899 г. в Атажукино грамотных насчитывалось все­го 11 человек, среди которых четверо имели духовное звание.

Обнищание, голод, разруха, плохие материально-жилищные условия сопутствовали трудовому народу. Поэтому заболеваемость и смертность среди населения были велики. На каждую тысячу взрослого населения ежегодно в среднем умирало 30 человек, а на 100 родив­шихся детей — больше половины, не достигнув одного года. Так, в 1898 г. на 2444 жителя села за один год родилось всего 45 человек, а умерло 32, в том числе де­тей до 5 лет — 14.

В Атажукино I не было ни одного врача. Но некоторые жители научились врачевать и оказывать больным элементарную медицинскую помощь. Пользовались они различными народными средствами и снадобьями.

Атажукинцы имели своих певцов, музыкантов, танцо­ров и сочинителей. Музыканты-импровизаторы не только хорошо исполняли кабардинские народные напевы и танцы, но и сами сочиняли песни о своих односельчан, воспевали их мужество в походах и обыденной жизни, высмеивали трусов и лентяев.