ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЗАЮКОВО
Существует несколько преданий относительно истории происхождения с. Заюково. Остановимся на одном из наиболее реальных вариантов.
Атажукино II (Нижнее Атажукино) образовалось раньше, чем Атажукино I (Верхнее Атажукино). В Атажукино II проживала семья князя Касея Атажукина. У него был сын Хатокшуко. После смерти отца Хатокшуко воспитывался у дяди Бекмурзы. Когда подрос, Хатокшуко не ужился с дядей, между ними часто происходили споры, которые в конце концов закончились судебным разбирательством. По обвинению Бекмурзы, Хатокшуко был выслан из Кабарды. После возвращения на родину Хатокшуко окончательно решил уйти от дяди и выбрать себе новое местожительство. Когда дело дошло до раздела имущества и людей, Бекмурза, думая, что никто не пойдет с Хатокшуко, сказал: «Возьми из подчиненных тех, кто согласен с тобой жить». Тогда Хатокшуко обратился к крестьянам и уоркам: «Кто хочет со мной жить, переходите на левую сторону реки Баксан, на поляну кизиловой рощи. Я там выбираю новое местожительство». За ним пошли семьи Батоко Апшева, Кары и Пшимахо Шурдумовых, Хажибатыра Бжихатлова, Марема Шаова, Матгери Шидова, Едика и Пата Гедгафовых, Закрея Бирсова, Гулы Шорова, Хариса Каранашева, Али Абазова и Ибрагима Купова. На второй день, рано утром к ним прискакал какой-то всадник и забрал с собой молодого князя. Через несколько дней вернулся Хатокшуко, известивший о том, что был на торжестве в честь переименования станицы Горячие Воды (Псыхуабэ) в город Пятигорск. 14 мая 1830 г. был опубликован сенатский указ «по высочайше утвержденному положению Комитета министров по учреждении при Кавказских минеральных водах нового города Пятигорска и о переводе туда присутственных мест из города Георгиевска» '. Выходит, Заюково — ровесник г. Пятигорска.
Таким образом, князь Атажукин выбрал место на берегу Баксана, где сейчас находится вспомогательная школа-интернат. В настоящее время там стоит дом, построенный в 1909 г. его внуком Альгери Асланбековичем. Остальные поселенцы расположились рядом, на левой стороне реки.
Через некоторое время из низменной части Большой Кабарды приехал Герандуко Шогенов и занял свободное место справа от князя. Все его родственники поселились также на этой территории: образовался большой квартал Шогеновых. Со временем этот квартал выделился как отдельное поселение. Атажукино было разделено на несколько кварталов (хьэблэ): Жемуховых, Шомаховых, Шурдумовых, Шогеновых и т. д.
В 1861 г. в Атажукино I насчитывалось 33 двора. После отмены крепостного права в Кабардино-Балкарии (1867 г.) количество дворов значительно увеличилось.
В 1867 г. поселения Атажукино I и Герандуко Шогенова были объединены в одно село с общей численностью 117 дворов.
Необходимо отметить, что описываемые события происходили в период русско-кавказской войны (согласно российской историографии война шла в 1817-1864гг., согласно исследований местных историков эта война началась в первой половине XVIII века и завершилась в 1864 г.). Общегосударственные события не могли обойти стороной селение. Как известно, основным последствием, итогом русско-кавказской войны стало выселение значительного числа горцев в Турцию. Выселение это проводилось на основе договоренности, достигнутой между Россией и Турцией. Выселение горцев в Турцию обернулось трагедией для кабардинского народа. По некоторым историческим сведениям во время переселения погибло около 500тыс. черкесов. Но независимо от этих жертв духовенство и многие кабардинские князья призывали народ к переселению в Турцию. Влияние мусульманского духовенства отрицательно сказывалось на росте и развитии населения Заюково. Муллы беспрерывно раздували межнациональную рознь, вызывали у трудящихся ненависть ко всему христианскому, агитировали людей за переселение в Турцию, где якобы всех ожидали блаженство и счастье. Царское правительство поддерживало стремление духовенства, потому что ему нужны были свободные (освободившиеся) земли для вознаграждения своих верноподданных — местных князей. Многие поддались агитации. Турция также была заинтересована в расселении черкесов на своей территории. Черкесы были расселены на границах Турции, чтобы защищать страну от внешних посягательств. Объяснялось это тем, что черкесы издавна славились своей воинственностью, храбростью, стойкостью. Во второй половине XIX в. в Турцию из Атажукино I переселились многие семьи из родов Шурдумовых, Шогеновых, Хаповых, Хацуковых, Сабанчиевых, Бирсовых, Жиляевых, Шерховых, Кардановых и других. Царское правительство добилось желаемого: значительные территории, на которых проживали черкесы, в том числе и кабардинцы, была освобождена для расселения на ней своих верноподданных. Жители Атажукино I и Атажукино II, не испытывавшие раньше никаких противоречий по поводу распределения между ними земли, поставлены были перед угрозой потери значительной части своих владений. Посевные, сенокосные угодья и пастбища, которые распределялись по семьям (родам), становятся объектом спора.
Для решения различных вопросов, затрагивавших интересы всех жителей, специально созывались собрания (хасэ), в которых участвовало только взрослое население мужского пола. Такие собрания обычно проводились на кургане, который возвышался позади дома Атажукина. На них разбирались земельные и имущественные вопросы, конфликты между родами, дела об убийствах, избирались судьи. На сходах привилегиями пользовались князья, муллы, народные мудрецы, воины. Однако со временем древний народный порядок уступил место «дворянскому праву», что обеспечивало «избранным» господствующее положение в обществе.
Проводились и поквартальные собрания, где в основном решались вопросы о строительстве квартальной мечети, найме пастуха и т. д.
Население Атажукино I в основном занималось земледелием и скотоводством. Как известно, к концу 1869 г. в Кабарде наделение сел землей, основанное на принципе общинного права владения, было закончено. Тогда на 214 дворов селу Атажукино I было отведено 11500 десятин земли, из них под посевами 860 десятин. Участок князя Хатокшуко Атажукина составлял 800 десятин.
Жители села главным образом возделывали просо и кукурузу. Заделку семян в почву производили терновой волокушей. Но в конце XIX в. у сельчан начали появляться деревянные бороны с металлическими зубьями и железные плуги.
Урожайность сельскохозяйственных культур была весьма низкой.
Многие крестьяне не имели рабочего скота. Поэтому своими силами они не могли обрабатывать свой клочок земли. Им приходилось объединяться в супряги (дзей).
Основным занятием атажукинцев было скотоводство, которое оставалось наиболее выгодной отраслью хозяйства в данной местности. Между представителями различных слоев населения крупный и мелкий скот распределялся неравномерно. Значительной частью лошадей, крупного рогатого скота и овец владела феодальная верхушка, лучшие пастбища также принадлежали богатым.
Среди атажукинцев встречалось много семей, не имевших ни одной лошади, ни одной коровы. Так, в 1889 г. из общего количества 269 дворов число безлошадных составляло 52,4%.
В основном занимались мясным животноводством. На повышение надоя молока и улучшение породности животных почти не обращали внимания.
Атажукинцы занимались промыслами: каждая четвертая семья изготовляла бурки (многие мастера, изготовлявшие бурки,были известны по всему Северному Кавказу), арчаки (уанэпхъафэ), ремни, металлические принадлежности седла, уздечек, занимались пошивом подушек.
Многие жители занимались кузнечным ремеслом, изготовлением тавровых знаков, частей плугов, арб, борон, серпов.
В 1899 г. в Атажукино грамотных насчитывалось всего 11 человек, среди которых четверо имели духовное звание.
Обнищание, голод, разруха, плохие материально-жилищные условия сопутствовали трудовому народу. Поэтому заболеваемость и смертность среди населения были велики. На каждую тысячу взрослого населения ежегодно в среднем умирало 30 человек, а на 100 родившихся детей — больше половины, не достигнув одного года. Так, в 1898 г. на 2444 жителя села за один год родилось всего 45 человек, а умерло 32, в том числе детей до 5 лет — 14.
В Атажукино I не было ни одного врача. Но некоторые жители научились врачевать и оказывать больным элементарную медицинскую помощь. Пользовались они различными народными средствами и снадобьями.
Атажукинцы имели своих певцов, музыкантов, танцоров и сочинителей. Музыканты-импровизаторы не только хорошо исполняли кабардинские народные напевы и танцы, но и сами сочиняли песни о своих односельчан, воспевали их мужество в походах и обыденной жизни, высмеивали трусов и лентяев.