Кузова ПА

 

К кузову пожарного автомобиля относятся: пожарная надстройка, кабина и оперение.

Пожарная надстройка предназначена для размещения в ней цистерн и баков для огнетушащих веществ, пожарного оборудования, оборудования для спецагрегатов, инструмента и т.д.

Пожарная надстройка крепится на раме автотранспортного средства вместо платформы под груз. В ней размещаются цистерны и бак для огнетушащих веществ, пожарные напорные рукава, пожарные насосы и водопенные коммуникации. Значительное место отводится в отсеках для размещения гидравлического оборудования, приборов и аппаратов для получения воздушно-механической пены, аварийно-спасательного оборудования и инструмента.

Часть оборудования (всасывающие рукава, лестницы и т.д.) размещаются на крыше кузова. В их креплении предусматриваются направляющие, облегчающие снятие, лестница и подножка для доступа к ним. На крыше оборудуются полосы для перемещения по ним личного состава. Эти полосы не должны иметь уклона. По периметру на крыше кузова предусматривается ограждение высотой не менее 100 мм. Снаружи кузова предусматривается размещение желобков для отвода воды.

В специальном отсеке кузова размещается насосная установка. Для обеспечения ее эксплуатации при низких температурах предусматривается ее обогрев. Он может осуществляться отработавшими газами двигателя или установкой специальных обогревателей.

Кабины ПА предназначены для размещения в них водителя и пожарного караула. По посадочной формуле они разделяются на две группы. К первой группе относятся ПА с кабиной базового шасси. Их обозначают 1+1 или 1+2 (один водитель и один или два пожарных). Это кабины неполноприводных ПА с колесной формулой 4×2 для специальных пожарных автомобилей (например, ПНР и АР). Большинство ПА имеют дополнительные кабины с одним рядом сидений (1+6) или двумя рядами сидений (1+8). Кабины водителя и расчета пожарных образуют общий салон.

Кабины водителя и личного состава пожарных должны обеспечивать:

оперативную и безопасную посадку и высадку пожарных;

удобство размещения пожарных и необходимого штатного оборудования;

жизнеобеспечение и сохранение жизненного пространства при опрокидывании ПА, лобовых столкновениях или наездах с любой стороны.

Реализация первых двух требований осуществляется с учетом размера человеческого тела. Основным его размером является рост.

Рост людей подчиняется нормальному закону распределения. Для решения технических задач обычно не учитывают 5% самого малого и большого роста.

Следовательно, в соответствии с антропометрическими признаками устанавливают 5,50 и 95 перцентили (5Р; 50Р и 95Р), характеризующие самый низкий, средний и самый высокий рост пожарных. Для европейской части России пожарные самого низкого роста равны 164,5 см, среднего роста – 176,5 см и самого высокого роста – 188,5 см. Эти размеры роста и могут быть положены в основу создания кабин для личного состава пожарных.

Для удобства посадки и высадки высота расположения ручки для открывания двери кабины, поручня для удобства посадки и высота расположения подножки, ее расстояние от пола кабины рассчитываются для пожарных самого малого роста. Высота и ширина открытого дверного проема рассчитываются для пожарных самого высокого роста.

Основные показатели, характеризующие сиденья, устанавливаются на основании анализа размещения пожарных различного роста. Так, угол наклона подушки может находиться в пределах 0...50, угол наклона спинки от 3 до 190. При этом угол, образованный подушкой и спинкой сиденья может находиться в пределах 85...1000.

Двери кабин оснащаются запирающими устройствами с наружными и внутренними ручками управления для предотвращения самопроизвольного их открытия.

В кабинах необходима световая и звуковая сигнализация. Они оборудуются отопителями, обеспечивающими в зимнее время температуру воздуха не ниже +150С. В них предусматривается место для огнетушителей, одной или нескольких аптечек, а также место для хранения инструмента и запасных частей.

Конструкция кабин должна обеспечивать сохранение жизненного пространства при опрокидывании ПА, лобовом столкновении или наездах с любой стороны. Размещение и крепление оборудования в кабинах должно быть таким, чтобы отсутствовала возможность травмирования личного состава в транспортном режиме ПА. Герметизация кабин должна исключать загрязнение воздуха в кабине, как при движении ПА, так и на стоянке при работающем двигателе.

Двери кабин оборудуются самосрабатывающимися запорными устройствами, удерживающими их в закрытом положении и фиксаторами открытого положения.

Проемы дверей и люков должны иметь уплотнения, предотвращающие попадание в кузов влаги, пыли, грязи. Полки для пожарного оборудования должны иметь отверстия для слива скапливающейся на них влаги.

По устойчивости к климатическим воздействиям ПА приспособлены для работы при температуре от +40 до –400С. При размещении ПН должно быть обеспечена защита его коммуникаций от замерзания во всем диапазоне условий эксплуатации. Должна поддерживаться положительная температура пенообразователя. Обогрев осуществляется либо отработавшими газами, либо установкой специальных отопителей.

По требованию заказчика конструкция кузова и кабины может оборудоваться специальной теплозащитой. Они должны обеспечивать защиту кабин и кузова от тепловых излучений интенсивностью до 25 кВт/м2 при тушении крупных пожаров открытых и закрытых пространствах.