ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Видеодемонстрация опытов

 

1. Исследование простейших рефлексов, реализуемых некоторыми черепно-мозговыми нервами у человека. Цель опыта: овладеть методикой исследования черепно-мозговых рефлексов у человека.

 

а) Исследование губного рефлекса.

Ход работы: осуществляют поколачивание в области круговой мышцы рта. Наблюдается сокращение указанной мышцы, ведущее к вытягиванию губ в виде желобка (V-VII пара черепномозговых нервов).

 

б) Исследование конъюнктивального рефлекса.

Ход работы: из резиновой груши направляют струю воздуха на склеру, при этом наблюдается смыкание глазной щели. Чувствительным ядром данного рефлекса является V, двигательным VII пара черепномозговых нервов.

 

в) Исследование слухо-мигательного рефлекса.

Ход работы: внезапно хлопнуть в ладоши за спиной испытуемого. При этом наблюдается смыкание век. Данный рефлекс осуществляется ядрами слухового и лицевого нервов.

 

г) Исследование надбровного рефлекса.

Ход работы: неврологическим молоточком осуществить поколачивание по внутреннему краю надбровной дуги. При этом наблюдается смыкание век. Данный рефлекс осуществляется ядрами тройничного и лицевого нервов.

 

д) Исследование назо-мигательного рефлекса.

Ход работы: неврологическим молоточком осуществить легкое поколачивание по кончику носа. При этом отмечается смыкание век. Для данного рефлекса чувствительными является V пара черепно-мозговых нервов, а двигательными – VII пара черепномозговых нервов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

 

1. Проводниковая функция среднего мозга и участие его в интегративной деятельности.

2. Значение ядер таламуса в формировании болевых ощущений.

3. Роль гипоталамуса в реализации высших психических функций (сон, память, целенаправленное поведение, сознание и др.).

4. Особенности функций среднего и межуточного мозга в старческом возрасте.

5. Сравнительная оценка неспецифических таламокортикальных и ретикулокортикальных влияний.

6. Функциональные особенности ретикулярной формации в старческом возрасте.