Телесные наказания по мусульманскому уголовному праву

Телесные наказания – входят в систему наказаний ряда развивающихся стран. Существование членовредительных наказаний (отсечение рук и ног), а также порки, прежде всего, связанно с тем, что в некоторых арабских странах до наших дней продолжают действовать традиционные нормы мусульманского уголовного права. Традиционное мусульманское право предусматривает телесные наказания за ряд преступлений.

Так, по мнению многих мусульманских правоведов, совершение прелюбодеяние мусульманами, не состоящими в браке, наказываются сотней ударов. Основанием для применения этой меры наказания считается следующее положение Корана: «Прелюбодея и прелюбодейку – побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним в религии Аллаха…».

Большинство исследователей мусульманского уголовного права считают, что такое преступление как ложное обвинение в прелюбодеянии является опасным преступлением, которое в соответствии с Кораном карается 80 ударов. Основанием для применения этой меры является следующее: «А те, которые бросают обвинения в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, -побейте их восьмьюдесятью ударами….».

Употребление спиртного по преобладающему в мусульманской уголовной доктрине мнению составляет преступление наказуемое 80 ударами. Необходимо отметить, что Коран не предусматривает определенного наказания за это преступление. Однако, Сунна фиксирует точную меру наказания за него.

Шариат за совершение кражи и разбой также предусматривает наказания в виде отсечения руки и ноги (см. подробно 4 главу).

Различные мусульманско-правовые школы сформировали собственные разнообразные нормы, регулирующие применения этого наиболее распространенного вида «тазира». Так, хамбалиты считали, что телесное наказание может колебаться от 3 до 10 ударов палкой, розгами или кнутом. При этом они ссылались на предание, согласно которому пророк не допускал наказания более чем 10 ударами за проступки, не являющиеся преступлениями категории «хадд».

Ханифиты, исходя из того, что «тазир» в любом случае должен быть меньше санкции «хадд», устанавливали максимальный предел телесного наказания в 39 ударов для свободного и 19 для раба. Согласно шафиитскому толку, высший предел для этого вида наказания – 19 ударов для всех мусульман. Сторонники маликитского толка мусульманского права считали, что наказания «тазир» может быть даже более суровым, чем санкция «хадд» за аналогичные преступления, если они не подлежат применению из-за «сомнения».

По другим правонарушениям, по их мнению, тазир может достигать 100 ударов (например, за умышленное убийство при прощении преступника) и больше. Так, маликиты ссылались на предания, согласно которому Халиф Омар наказывал за подделку документов с целью овладения средствами государственной казны 100 ударами трижды – в течение трех дней подряд. Отдельные мусульманские правоведы полагали, что «тазир» в виде телесного наказания не имеет строго определенных границ, которые всякий раз устанавливает компетентный государственный орган по своему усмотрению, исходя из конкретных обстоятельств проступка и руководствуясь «общими интересами» общины.

В 70-80 годы нашего века в связи с политической активизацией ислама и наметившимся «возвратом к мусульманскому праву» в Иране, Ливии, Мавритинии, Пакистане и Судане введены законы, восстанавливающие нормы шариата, и в том числе членовредительные наказания и порку.

Если членовредительные показания применялись относительно редко (за исключением Ирана и Судана), то порка широко используется в исламских странах буржуазного пути развития. Так, в Пакистане в 1977-1982 был принят ряд законов о бичевании за прелюбодеяния, распития и продажу спиртных напитков, участия в антиправительственных демонстрациях. При этом было разрешено наносить до 100 ударов бичом.

В 1977-1982 в Пакистане около 300 тыс. человек подвергались бичеванию, многие из них публично.

Введения законодательства о восстановлении мусульманских наказаний приветствуются многими в исламских странах, однако, массовое практическое применение членовредительных наказаний и порки вызывает протесты не только широких масс, но и некоторых представителей мусульманского духовенства.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно отметить, что особенности применения наказания по уголовному праву некоторых арабских стран (Ливии и Судана) определяется как спецификой системы наказаний по уголовному закону, так и особенностями исламской системы наказаний. Необходимо отметить, что нормы шариата, как элемент культуры мусульманских стран близки и понятны людям. Поэтому, несмотря на жестокость названных выше систем мусульманских наказаний, они народу мусульманской страны представляются понятными и эффективными.

В то же время надо подчеркнуть, что противники телесного наказания утверждают, что данное наказание противоречит ст. 5 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., где сказано, что никто не должен подвергаться пыткам и жестоким, бесчеловечным или унижающим человеческое достоинство обращению и наказанию.2 Она также, по их мнению, противоречит международному пакту о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966г. (ст. 7), конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 19791 этим объясняется то, что в настоящее время во многих арабских странах весьма редко применяется наказания к виновным в совершении преступлений по правилам шариата.