Двигательная активность и ее значение для здорового человека

Значение двигательной активности для здоровья человека.

Работа любой клетки организма осуществляется за счет запасенной ранее энергии. В развивающемся организме клетка запасает энергии больше, чем тратит, и следующий акт ее работы будет большим по величине, чем предыдущий. В этом заключается так называемое энергетическое правило скелетных мышц. Поэтому одним из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие организма, является двигательная активность мышц. В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и вузе — устойчивости умственной работоспособности и психической активности.

Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить. Дело в том, что мышечная активность постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и «снимает» его излишек. Это происходит благодаря тому, что движение стимулирует выработку гормонов — эндорфинов и сокращает избыток адреналина и других гормонов, способствующих возникновению стрессов. Культура Движений способствует развитию умения ; • «властвовать собой»,-т. е. сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие, ровность поведения, доброжелательность, бережное Отношение к эмоциональному состоянию другого человека. Движение — важная функция организма человека, он должен овладеть культурой движения.

Эмоции и движение.

Для каждого рода деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором физиологические реакции организма оказываются наиболее совершенными и эффективность выполнения работы достигает своего максимума. Человек, как и животное, в состоянии эмоционального аффекта (гнев, страх) может совершить такую мышечную работу и преодолеть такие препятствия, справиться с которыми в обычных условиях он не в состоянии. Известны случаи, когда во время стихийных бедствий (пожар, наводнение) человек поднимал тяжести, значительно превышающие его собственный вес.

С биологической точки зрения эмоции существуют как усиливающий механизм, позволяющий осуществлять и выдерживать значительно большие напряжения в чрезвычайных обстоятельствах по сравнению с повседневными нагрузками нервной и мышечной систем. Вместе с тем эмоции при полном исключении мышечной деятельности способны также вызвать резкие энергетические и вегетативные изменения в организме. Достаточно вспомнить состояние любого болельщика, наблюдающего за футбольным, хоккейным или шахматным матчем.

Гиподинамия и ее влияние на здоровье.

Гиподинамия (греч. hypo — внизу и dinamo — сила) — это недостаточная, пониженная физическая нагрузка на организм, причем как характерная особенность всего образа жизни. В результате гиподинамии: ослабляется деятельность сердца; нарушается обмен веществ, одним из проявлений этого является накопление избыточной массы тела; мышечная ткань без достаточных упражнений дегенерирует (дистрофия);

нарушаются соотношения между мышечными и психическими усилиями, что приводит к излишнему возбуждению центральной нервной системы (ЦНС).

Все это в целом приводит к снижению устойчивости 'организма к инфекциям и психическому напряжению, к разного рода перегрузкам, падению работоспособности, ускорению процессов старения. В конечном счете развиваются такие болезни, как Атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, сахарный диабет.

Формы повышения двигательной активности современного человека.

Утренняя зарядка.С раннего возраста рекомендуют начинать день с утренней зарядки. Цель зарядки состоит в том, чтобы быстрее перейти от сна к бодрствованию, усилить кровообращение и дыхание, поднять работоспособность. Обычно утренняя зарядка включает дыхательные упражнения, от 5—6 до 8— 10 упражнений для различных групп мышц. Зарядка начинается с потягивания. Это способствует разминке мышц, суставов и связок. Затем последовательно нужно выполнить упражнения для рук и плечевого пояса, туловища и ног. Сложность движений вначале повышается, а затем снижается. Бег на месте и ходьба успокаивают дыхание и нормализуют кровообращение. После зарядки рекомендуют обтирание, обливание, душ. Через каждые две недели комплексы упражнений полезно менять. Вводная гимнастика.Ее цель — перед началом уроков облегчить вхождение в учебную деятельность. Вводную гимнастику можно проводить в классе. Уроки физической культуры.Основная цель уроков физической культуры — научить правильным экономным движениям при выполнении ходьбы, бега, прыжков, катании на лыжах, коньках, при работе на спортивных снарядах.

Динамические паузы— это время активного отдыха на свежем воздухе в свободное время. Наиболее рационально проводить динамические паузы в1 подвижных играх, катании на лыжах, коньках. Занятия спортом.Основная физическая нагрузка приходится на занятия спортом. Они способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной, нервной систем. Большое значение для каждого имеет правильный выбор вида спорта. Для большинства лучшими видами спорта являются плавание, катание на лыжах, коньках, спортивные игры. При этих видах спорта в движение вовлекаются почти все мышечные группы тела, что способствует гармоническому развитию организма. В последнее время популярность приобретают тренажеры и гимнастические устройства индивидуального пользования, которые позволяют заниматься, физическими упражнениями круглый год независимо от погодных условий. Физические упражнения улучшают состояние сердечно-сосудистой системы в целом, снижая кровяное давление и улучшая обмен веществ, в особенности глюкозы.

Тело человека создано для движения. Активное движение — признак здорового образа жизни.