Эволюция социального строя и изменение характера благотворительности в России (X - перв. пол. XVIII вв.)

Рассмотрение вопроса связано с характеристикой кон­фессиональной парадигмы помощи, в основе которой лежит ре­лигиозная доктрина, церковная помощь. Основу христианской концепции помощи составляет философия деятельной любви к ближнему. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» - именно в этом смысловом единстве воспринимаются такие понятия, как «призре­ние» и «милование». Хотя благотворительность уходит своими корнями в языческие времена, значительное свое развитие она получила лишь после крещения Руси (988г.).

Существенно, что церковная практика помощи с первых лет христианства развивалась в нескольких формах: монастырс­кой системе и помощи через приходы. Традиционно также про­должала существовать и языческая форма помощи - подаяние, трансформировавшееся в христианский период в милостыню, как форму благотворения.

Важно помнить то, что монастыри в рассматриваемый пери­од становились основными очагами призрения увечных, слепых, престарелых, сирот и вдов. Монастыри и церкви содержали богадельные избы, больницы, скудельницы, училища для писцов. Экономической основой такой деятельности являлась «десятина» (десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т.д.).

Более открытой, чем монастырская помощь, была помощь через приходы. При них существовали богадельни, в церковной казне можно было ссудить денег, хлеб, семена. Для детского при­зрения устраивались приюты для подкидышей и сирот. Велико значение приходов и в распространении грамотности.

Важно учесть так же, что благотворительностью тогда занималась не только церковь, но и великие князья. Выделяют два этапа становления княжеской защиты и попечительства. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси. Он охватывает период времени от крещения Руси великим князем Владимиром и до второй половины XII века – образования отдельных княжеств и распространения христианства на окраи­нах восточнославянских земель. Второй период - со второй половины XII в. по XIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.

Княжеская власть и духовенство практиковали такие формы благотворительности, как кормление нищих и убогих, учреждение монастырских больниц, открытие сиротских училищ, выкуп пленных, выделение средств на строительство жилья после сильных пожаров в городах, раздача милостыни и др. Уже в те времена многие из князей руководствовались христианской идеей: «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Летописцы отмечают нищелюбие святого Владимира, великого князя Ярослава Владимировича и его брата Мстислава и др. Во второй половине XI века широкой помощью бедным выделялись также великие князья Изяслав Ярославич и Всеволод Ярославич, а также князья Тмутараканские Ростислав и Глеб. Историки отмечают прославившегося нищелюбием Владимира Мономаха, который, по свидетельству современников, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками. Этому примеру следовали Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич, княгиня Василиса, Александр Ярославович Невский, Иван Калита, прозванный так за то, что носил мешок, из которого раздавал милостыню.