Организационно-распорядительные методы управления.

Сущность организационно-распорядительных методов состоит в том, чтобы любая совместная деятельность людей должна быть надлежащим образом организована, т.е. спроектирована, нацелена, регламентирована, а также снабжена необходимыми инструкциями, фиксирующими правила поведения персонала в различных ситуациях. К данным методам относятся:

- подбор, расстановка и работа с кадрами;

- организационное регламентирование (нормирование);

- организационное планирование;

- делегирование полномочий и распределение ответственности;

- организационный инструктаж;

- организационное распорядительство;

- контроль исполнения;

- организационный анализ;

- организационное проектирование;

- обобщение организационного опыта.

Подбор, расстановка и работа с кадрами включает в себя:

- составление методик и профессиограмм для оценки деловых и личных качеств граждан, поступающих на работу, в том числе квалифицированных таблиц и справочников;

- разработку типовых документов для оформления приема на работу и учета кадров;

- создание систем и документации по аттестации и тарификации кадров; учет кадров;

- периодическую аттестацию руководителей и специалистов;

- разработку методик по обследованию кадров, регулированию личного состава, созданию кадрового резерва;

- принятие всех необходимых организационных мер для стабилизации кадров, всемерного сокращения их текучести.

Организационное нормирование (регламентирование) направлено на создание системы норм, правил, инструкций и регламентов, служащей базой для проектирования процессов на предприятии и управления ими. Организационный регламент включает в себя:

- номенклатурно-классификационные нормативы (материалов, покупных деталей, инструментов и т.п);

- организационно-технические нормативы (технические, чертежные, организационные, документационные стандарты, условия, маршруты движения предметов труда, режимы обработки, оснастка и т.п.);

- организационно-структурные нормативы (схемы подчинения, производственные и организационные структуры, типовые схемы управления, типовые штаты, нормативы численности рабочих, инженерно-технических работников, служащих, нормы времени, типовые положения об отделах (службах), типовые функционально-должностные инструкции и т.п.);

- оперативно-календарные нормативы, регламентирующие протекание процессов на предприятии;

- административно-организационные нормативы (правила внутреннего распорядка, правила оформления найма, увольнения, перевода, командировок и т.д.).

Организационные нормативы разрабатываются и утверждаются на следующих уровнях управляющей системы:

- на уровне предприятия;

- на уровне местных органов управления;

- на государственном уровне.

Задачи организационного планирования заключаются в том, чтобы расчетным путем определить:

- какой объем работы необходимо затратить, чтобы достичь цели, поставленной перед соответствующим подразделением управленческого аппарата или отдельным исполнителем;

- какова длительность в календарном отношении отдельных управленческих операций и процедур;

- каковы потребности работников управленческого аппарата в средствах и предметах труда.

Делегирование полномочий и распределение ответственности занимает центральное место в системе организационно-распорядительных методов управления. Полномочия – это ограниченное право распоряжаться ресурсами и определять действия работников организации. Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их выполнения.

Делегирование задач и полномочий порождает в организации проблему распределения ответственности. Ответственность – это обязательство работника выполнять присущие занимаемой должности задачи и отвечать за результаты своей деятельности.

При этом различают ответственность исполнителя (обязательство работника выполнять делегированные ему задачи и отвечать за результаты своего труда) и ответственность руководителя (обязательство отвечать за результаты труда подчиненных ему работников).

Существуют следующие виды организационных полномочий:

1. Линейные – дают право непосредственного единоличного командования;

2. Аппаратные полномочия, т.е. полномочия аппарата управления. Такие полномочия могут подразделяться на следующие:

а) рекомендательные – линейные руководители могут (но не обязаны) обращаться к аппарату управления за консультациями;

б) полномочия обязательного согласовывания – линейные руководители обязаны обсуждать и согласовывать с соответствующими подразделениями аппарата проекты готовящихся к принятию решений.

3. Функциональные полномочия – право руководителя самостоятельно принимать решения, но только в пределах определенной функции.

4. Параллельные полномочия – право отклонять решения линейного руководителя.

Организационный инструктаж предполагает инструктаж исполнителей в управляемой системе, а также специалистов и служащих в управляемой системе.

Организационное распорядительство включает в себя: своевременную выдачу распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям экономической системы; постановку конкретных задач всем исполнителям в управляющей системе, нижестоящим уровням управления; текущее административное распорядительство в управляющей и управляемой системах в целях обеспечения технического, организационного и экономического регулирования; помощь исполнителя в устранении возникающих трудностей в процессе исполнения управленческих решений.

Организационный контроль предполагает контроль исполнения решений, распоряжений вышестоящей организации и различных уровней управляющей системы данного звена предприятия, в том числе собственных решений (руководителя); соблюдения технических, экономических и организационных нормативов (правил), технологических режимов, трудовой дисциплины, правовых норм и выполнения плановых заданий.

Организационный анализ осуществляется в процессе исследования системы управления и служит информационной базой для организационного проектирования. Проанализировав структуру и процесс управления, вскрыв все плюсы и минусы, можно выявить организационные резервы и на этой основе запроектировать такую комбинацию всех факторов работы (организация, методы, техника управления), которая обеспечит наилучший результат. Это один из главных методов, которыми пользуются для решения организационных задач. Применяя анализ, необходимо так спланировать работу, так подготовить ее выполнение, так научиться ее выполнять и, наконец, так поставить контроль за ее выполнением, чтобы вывод из наблюдений и анализа организационной практики гарантировал бы наибольшую эффективность деятельности управленческого персонала при наименьших затратах сил и средств.

Организационное проектирование, служащее одним из главных методов рационализации систем управления, осуществляется на базе системы организационных нормативов и организационного анализа, имеет целью разработку модели структуры или процесса.

Процесс обобщения организационного опыта включает в себя: командировки для изучения опыта родственных предприятий своей отрасли, предприятий смежных отраслей, зарубежного опыта, изучение и обработку документальных информационных источников (книги, журналы, экспресс-информация, ведомственные материалы и т.д.).