Финансов

участвующих в исполнении бюджета, тем сложнее информационные и денежные потоки, что диктует необходимость постоянно получать оперативную информацию о состоянии государственных (муниципальных) финансов данного уровня. Основные участники оперативного управления в сфере государственных и муниципальных финансов — исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления, координирующую роль играют финансовые органы, входящие в их состав. К оперативному управлению в сфере государственных и муниципальных финансов могут привлекаться и негосударственные институты, например консультанты при эмиссии и размещении государственных (муниципальных) ценных бумаг, обеспечении возврата бюджетных кредитов и т.д.

В ходе исполнения бюджетов разрабатываются оперативные финансовые планы, которые отражают все текущие изменения в процессе исполнения, а также ежедневные и ежемесячные кассовые поступления и кассовые выплаты. В Российской Федерации такие планы называются «сводная бюджетная роспись» и «кассовый план».

Сводная бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется фи-нансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам фи-нансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ).

Термин «роспись» в истории финансов России является устоявшейся традицией, так в XIX в. называли документ, в котором отражались запланированные государственные доходы и расходы.

Кассовый план — прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году (ст. 217.1 БК РФ).

Необходимость составления оперативных финансовых планов в процессе исполнения бюджета связана с возможными передачами полномочий от одного органа власти (местного самоуправления) к другому, с использованием резервов, направлением экономии по одним статьям расходов для финансирования других, возникновением условий, предопределяющих соответствующие расходы бюджета.

Законодательством многих стран предусмотрены ситуации, когда вносятся изменения при исполнении расходной части бюджета без внесения изменений в за-кон (решение) о бюджете. Так, в Российской Федерации такие ситуации прописаны ст. 217 БК РФ, во Франции — Органическим законом от 01.08.2001 № 2002—692 о бюджетных актах (LOFL).

В рамках исполнения бюджетов происходит мобилизация доходов бюджета и источ- иков финансирования его дефицита на бюджетный счет1, открытый, как правило, в центральном банке2, с этого счета осуществляются кассовые выплаты, связанные:

•с оплатой государственных и муниципальных заказов;

•расходами на содержание органов государственной власти (местного самоуправления) и созданных ими учреждений;

•межбюджетными трансфертами;

•выплатами по социальному обеспечению;

•бюджетными инвестициями, субсидиями;

•погашением и обслуживанием долговых обязательств;

•обеспечением возврата излишне уплаченных или удержанных налогов и других обязательных платежей.

Исполнение бюджетов включает административные процедуры, такие, например, как администрирование обязательных платежей, санкционирование расходов, а также организация учета всех операций.

Администрирование налогов и обязательных платежей — организация контроля за своевременной и полной уплатой плательщиками налогов и других обязательных платежей, включая принятие решений о возврате или зачете в счет будущих периодов излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Санкционирование расходов бюджета — проведение процедур, разрешающих учреждениям — получателям бюджетных средств расходовать данные средства. В Российской Федерации к таким процедурам относят утверждение сводной бюд-жетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, утверждение бюджетной сметы казенного учреждения.

В мировой практике различают централизованные и децентрализованные системы исполнения бюджетов. Централизованные системы предполагают проведение всех операций по исполнению бюджета под контролем специального органа (казначейства), примером использования таких систем могут служить Франция и Россия. Децентрализованные системы предполагают большую степень самостоятельности министерств, подведомственных им учреждений, такая модель применяется в Австралии.

Составной частью исполнения бюджетов является кассовое исполнение бюджета — организация кассовых поступлений на счет бюджета и кассовых выплат со счета бюджета. Развитие системы управления государственными и муниципальными финансами привело к реализации во многих странах мира принципа единства кассы. Современные технологии позволяют реализовать данный принцип как ежедневное зачисление всех поступлений в бюджет на единый счет в банке и осуществление всех выплат с единого счета независимо от масштаба территории, на которой исполняется бюджет, и количества часовых поясов. Реализация принципа единства кассы позволяет, с одной стороны, оперативно погашать возникающие кассовые разрывы за счет банковских или бюджетных кредитов, выпуска краткосрочных государственных (муниципальных) ценных бумаг, а с другой размещать на банковские депозиты временно свободные остатки средств. На рисунке 9.4 проиллюстрирован краткосрочный прогноз кассовых поступлений и кассовых выплат при исполнении бюджета государственной администрацией Швеции . Данный рисунок показывает, что ежемесячно при исполнении бюджета бывают периоды превышения кассовых поступлений над кассовыми выплатами (12—13 числа каждого месяца), которые дают возможность как краткосрочного размещения средств, так и превышения кассовых выплат над поступлениями (17—18 числа каждого месяца), требующего привлечения источников погашения данного кассового разрыва.

Важной основой управления единым счетом бюджета является кассовое планирование, оно позволяет не только минимизировать кассовые разрывы и определить объем временно свободных бюджетных средств, но также способствует рассредоточению внутри финансового года крупных расходов разных ведомств, связанных с бюджетными инвестициями, и обеспечивает относительную равномерность исполнения расходной части бюджета.

 

 


В рамках оперативного управления в сфере государственных и муниципальных финансов в настоящее время активно применяются современные IT-технологии, спутниковые системы связи для учета данных об исполнении бюджета, информационного обмена между его отдельными участниками, составления отчетности, анализа государственных (муниципальных) закупок, оценки эффективности исполнения. В России в Федеральном казначействе создана система, позволяющая визуально на карте Российской Федерации в разрезе каждого субъекта РФ и муниципального образования с задержкой в один день получать информацию о текущих поступлениях на счет соответствующего бюджета, а также о текущих выплатах. Современные технологии, не только позволяют повысить маневренность управления бюджетными средствами, ускорить проведение платежей, но и своевременно предотвращать нецелевое использование бюджетных средств. В настоящее время программные продукты, используемые для оперативного управления государственными и муниципальными финансами, являются основой создания во многих странах «электронного правительства». Примером такой страны является Канада. Но и в Российской Федерации создан портал государственных и муниципальных услуг, который позволяет населению не только получать услуги в электронном виде (например, оформление паспорта), но и использовать электронные платежи для уплаты налогов, штрафов с физических лиц, что упрощает не только сами платежи, но и процедуры их администрирования. В настоящее время также создается портал «Электронный бюджет».