Артикуляторно-фонетическая дислалия

 

При артикуляторно-фонетической форме дислалии нарушен только артикуляционно-фонетический уровень речи. Фонематические процессы у ребёнка сформированы (ребёнок правильно воспринимает, различает звуки речи на слух и в произношении), но некоторые звуки оказываются искажёнными, не соответствующими системе конкретного языка. Фонемы образуются в неправильных вариантах, но по своему акустическому эффекту они близки к нормированному произношению, поэтому легко соотносятся ребёнком с определённой фонемой.

Механизм артикуляторно-фонетической дислалии. В ходе нормального речевого развития ребёнок постепенно подыскивает артикуляционные позиции, соответствующие акустическому эффекту звука. Если в процессе этого поиска ребёнок останавливается на укладе, близком к норме и вызывающему близкое к норме звучание, ребёнок может принять данный искажённый вариант звука как нормированный в свою фонетико-фонематическую систему. Неправильное произношение закрепляется и не исчезает самостоятельно.

Ведущий дефект произношения при артикуляторно-механической дислалии – искажение (различные разновидности сигматизма, ротацизма, ламбдацизма, каппацизма), реже встречается отсутствие звука. На состоянии письменной речи недостатки звукопроизношения не отражаются.