Общая характеристика и особенности правового регулирования пособия по безработице в России и за рубежом

Прежде чем мы обратимся к характеристике правового регулирования пособия по безработице, следует акцентировать внимание на особенностях правовых основ такого пособия в России и за рубежом, чтобы выяснить, есть ли существенная разница в правовых нормах, посвященных пособию по безработице в российским и иностранном законодательстве.(Может быть не начинать со сравнения этот параграф поставить позже)

Стоит начать с того, кому данное пособие назначается. В Законе РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[4] (далее – Закон о занятости) перечислены те, кто считаются занятыми. Это, в частности, те, что работают по трудовому договору, включая выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные, за исключением общественных работ; те, кто имеет статус индивидуального предпринимателя (в том числе частные нотариусы, адвокаты); те, что заняты в подсобных промыслах и реализуют продукцию по договорам; те, что выполняют работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых является выполнение работ или оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); те, что избраны, назначены или утверждены на оплачиваемую должность; проходят военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, обучаются по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения. Сюда же относят временно отсутствующих на рабочем месте по уважительными причинами и являющиеся учредителями (участниками) организаций (кроме некоммерческих, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций), членами крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 2).

Таким образом, в российском законодательстве определено, что относящиеся к занятому населению лица не могут быть признаны безработными. В указанной нами норме Закона о занятости закреплен слишком большой перечень занятого населения, а значит, он исключает защиту от безработицы (в том числе и выплату пособия) для большого количества лиц, которые не имеют стабильной работы и постоянного дохода. Из смысла закона также проистекает, не имеет значения уровень дохода, необходимый для признания лица безработным, поэтому даже разовое выполнение работ или услуг за символическое вознаграждение исключает возможность получения пособия по безработице. В итоге граждане, получающие незначительное вознаграждение за труд, оставлены без помощи со стороны государства и не имеют возможности надеяться на содействие государственных органов занятости в поиске другой подходящей работы.

Что же касается международных норм, то безработным признается человек, который не имеет работы или полной занятости. За рубежом гражданин, работающий неполный рабочий день, получает пособие по безработице. В законодательстве Великобритании правом на пособие по безработице (jobseekers allowance) есть у лиц, которые работают или учатся не более 16 часов в неделю. Германское законодательство относит к категории безработных лиц, занятых не более 18 часов еженедельно. Право той же страны допускает возможность работы по совместительству для лиц, которые получают пособие по безработице (но не более 15 часов в неделю).

Мы видим более стабильные гарантии социального обеспечения граждан, которые в условиях нестабильности в экономике, что сопровождается спадом объемов производства, сокращением рабочего времени и уменьшением заработной платы, позволяют сглаживать последствия материальной необеспеченности граждан.

Что касается сроков выплаты пособия. Согласно Конвенции МОТ N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и Европейскому кодексу социального обеспечения право получать пособие по безработице может быть предоставлено на ограниченный срок, его продолжительность не может быть меньше 13 недель за 12-месячный период.

Конвенция МОТ N 44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам» устанавливает срок - не менее 156 рабочих дней в год. В российском законодательстве нормы продолжительности выплаты пособия соответствуют международным нормативам и составляют 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев или 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Размер пособия по безработице представлен как процентное отношение к общей сумме доходов, которые получал работник и составляет 45% заработка (согласно Конвенции МОТ N 102); если получатель одинок, то 50% этого заработка, а если лицо имеет супруга и двоих детей, то 65% заработка (в соответствии с Европейским кодексом социального обеспечения).

Как может показаться, в нашей стране пособия по безработице, назначаемое гражданам, у которых ранее была оплачиваемая работа, по размеру не отклоняется от международных нормативов и величина его колеблется от 75% до 45% среднемесячного заработка (за первые 12 месяцев), который исчислен за три месяца по последнему месту работы. Но тут вскрывает факт ограничения его размеров максимальным и минимальным значением.

Но если взять максимальный размер пособия по безработице – 4900 руб.[5] и среднюю зарплату по стране – 39 380,[6] то доля пособия по безработице (максимальный размер) в среднемесячной начисленной заработной плате составляет 12,44%, что почти в четыре раза ниже минимального международного стандарта полувековой давности. Минимальный размер пособия по безработице составляет 850 руб. Лица, которым такое пособие выплачивается определены в Законе о занятости населения. В 4 квартале 2013 года соотношение минимального размера пособия по безработице с величиной прожиточного минимума для трудоспособного гражданина в целом по России (величина прожиточного минимума для трудоспособного населения за 4 квартал 2013 года - 8014 рублей в месяц)[7] составило 10,6%. Нельзя не согласиться с Г.Б. Челноковой, которая утверждает, что большинство безработных в России не имеют приемлемого уровня жизни и живут в состоянии крайней нужды[8]. Тот факт, что размер пособия в российском законодательстве ограничивает максимальный и минимальный пределы грубо нарушают нормы международного права социального обеспечения.(убрать!)

Размер пособия в российском законодательстве не различается в зависимости от количества иждивенцев. В итоге, трудоспособный родитель, потеряв работу, не может прокормить своих детей. В законодательстве зарубежных государств эта проблема решается следующим образом. Так, в Германии пособие получает не только безработный, но и его дети и размер такого пособия составляет на ребенка в возрасте до 6 лет - 60% от пособия взрослого; 70% - для детей от 6 до 14 лет и 80% для детей от 14 до 18 лет. После 2011 года размер выплат на детей вновь был увеличен, поскольку Федеральный конституционный суд счел, что эти нормы противоречат Конституции ФРГ, поскольку не обеспечивают достойный прожиточный минимум[9].

Наконец, Конвенцией МОТ N 44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам» (1934 г.) установлено, что пособия по безработице могут быть как страховым возмещением по обязательному или добровольному страхованию, так и могут представлять собой выплату нестрахового характера.

В России пособие по безработице, имеет вид двух выплат, различных по своей правовой природе: одна компенсирует утраченный заработок тем, кто ранее работал, другая является пособием в системе государственной социальной помощи и направлена на защиту от бедности. Такая дифференциация имеется в странах Европейского союза, в которых система социальной защиты строится на началах социального страхования и вспомоществования[10]. С учетом критерия взаимодействия этих начал В.В. Антропов выделяет три типа национальных систем поддержки по безработице в ЕС: 1) только страхование по безработице (Греция и Португалия); 2) страхование по безработице и помощь по безработице (Германия, Франция, Ирландия, Австрия, Нидерланды, Испания и Швеция); 3) страхование по безработице и социальная помощь, предоставляемая по окончании периода выплаты страхового пособия (Италия, Бельгия, Люксембург, Великобритания, Дания и Финляндия)[11]. Итак, ни одна страна Европейского союза пособие по безработице не финансирует только из бюджетных средств.

Россия с 1 января 2001 г. социальное страхование на случай безработицы отменила, и в данный момент пособие по безработице является государственным социальным обеспечением и выплачивается из средств бюджета.

Таким образом, налицо существенная разница правового регулирования пособия по безработице в России и за рубежом, причем не в пользу нашего государства. Предложения Ваши.