Б19.Коррекция физиологического и фонационного дыхания и голоса при дизартрии.

Фонационное, или речевое дыхание– является основным источником энергии при образовании звуков речи. Фонационное дыхание отличается от физиологического тем, что оно произвольно, вдох короче, выдох, напротив, замедлен, прерывист, подчинен произнесению текста, очередной вдох осуществляется без паузы. При производстве звука струя выдыхаемого воздуха встречает на своем пути сомкнутые и напряженные голосовые связки. Благодаря колебанию голосовых складок, у голосовой щели в струе выдыхаемого воздуха образуются волны сгущения и разрежения, происходят колебания воздуха, которые и образуют звук. Речевой выдох происходит в основном через рот, небольшие порции воздуха выходят через носовые отверстия небольшими порциями только при фонации некоторых отдельных звуков. Общепризнанным типом дыхания при фонации считается реберно-диафрагмальный, который осуществляется за счет сокращения диафрагмы и межреберных мышц.Одним из постоянных признаков дизартрии является на­рушение речевого дыхания, которое выражается в следую­щих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

  1. Выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
  2. Активизация двигательной функции гортани в сочетании с нормализацией дыхания.
  3. Выработка направленного удлиненного выдоха.
  4. Формирование навыков физиологического голосоведения, координации дыхания и фонации, удлинение выдоха и уменьшение носового резонанса голоса, по средствам фонационных упражнений.

 

В дошк. возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в поло­жении лежа. Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хо­рошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 мин. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечно­го тонуса.В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнитель­ных инструкций устанавливается автоматически. В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые при­емы. При этом должны быть учтены методические указания:

  1. Дыхательные упражнения должны быть организованы т. о, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.
  2. Для детей дошк. возраста дых.упр. организуются в виде игры так, чтобы ребенок не­произвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания свя­заны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «кпереди» с обхва­том грудной клетки или из положения «вверху» дви­жутся вниз. Движения корпусом, как правило, связа­ны с наклоном вниз или в стороны.
  4. Большинство упражнений для детей дошкольного воз­раста включают выдох с произнесением согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать дли­тельность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

5. При обучении ребенка грудобрюшному типу дыхания не­обходимо развить ощущение движения диафрагмы и пере­дней стенки живота.

Упражнения для выработки реберно- диафрагмального дыхания
Задуй свечкуДети
держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».
Лопнула шина.И. п.: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизволь­но вдох.

Накачать шину.Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Мед­ленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох происходит непроизвольно.

Воздушный шар Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».
Жук жужжитИ. п.: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.
ВоронаИсходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медлен­но опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.
ГусиИсходное положение: руки поставить на пояс. Медленно накло­нить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяж­но «Г-а-а-». Принимая исходное положение, сделать вдох.

Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между ды­ханием, голосом, артикуляцией. Тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных. При ус­воении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов само­контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Трени­ровка фонационного выдоха должна быть систематической и длительной. На основе грудо-брюшного типа дыхания и фо­национного выдоха формируется речевое дыхания.

Упражнения, способствующие формированию длительного и плавного речевого выдоха.

«Поем песенку». Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук А (сочетания звуков АУ, АУИ и т.д.) Выдох контролируется ладонью.

«Немое кино». Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

«Топор».Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

«Зоопарк». Каждый ребенок исполняет роль какого-нибудь животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Вдох контролируется ладонью.

«Ворона». Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар». Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания.

«В лесу». Логопед ищет «потерявшихся в лесу» детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ау!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты!», «Я здесь!» и т. д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.


В задачи развития голосовой функции входят:

· разви­тие силы и динамического диапазона голоса,

· формирова­ние навыков голосоподачи и голосоведение,

· развитие ме­лодических характеристик голоса.

Работа начинается с изо­лированного произнесения гласных звуков. Точное, четкое, ясное и полнозвучное произношение гласных звуков обеспе­чивает выразительность речи. Эти упражнения начинают с диафрагмального вдоха, а затем на выдохе произносится дли­тельно звук «а». Звук должен произноситься легко и свобод­но. Рот должен быть широко открыт. Необходимо следить за тем, чтобы звук произносился в процессе выдоха и не преры­вался дополнительными вдохами (голос должен звучать без пауз). Для этого нужно, чтобы начало выдоха и фонации сов­падали во времени. Последовательность применения гласных звуков следующая «а», «о», «у», «э». Такая последователь­ность связана с тем, что звук «а» содержит в себе резониро­вание как высоких, так и низких тонов, и является наиболее простым в артикулировании. Остальные располагаются в за­висимости от сложности их артикулирования.


Б20.Нормализация просодической стороны речи. Формирование артикуляторного праксиса у детей с дизартрией.

Интонационно-выразительная (просодическая) окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.

Перед ребенком с дизартрией ставится дальнейшая задача развития интонационно-мелодических характеристик голо­са. Для этого используется ряд гласных звуков с изменени­ем высоты голоса, придачи ему речевых интонаций вопроса, ответа, удивления. Работа над голосом на материале автома­тизированных рядов слов, словосочетаний. Таким образом, формирование голосоподачи переходит в развитие просоди­ческой стороны речи.

 

Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса(= способности к выполнению целенаправленных двигательных актов)

Направление коррекционной работы, наряду с нормали­зацией тонуса мышц, включает развитие артикуляцционной моторики, которое осуществляется с помощью пассивной(при помощи логопеда) и активной гимнастики органов артикуляции. Пассивная гимнастика создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направле­ние, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Гимнастика совершается под зрительным кон­тролем. Пассивные движения осуществляются сериями по 3—5 движений. Зрительный контроль развивается постепен­но. Постепенно возникает ощущение и запоминание движе­ний, его оценка (кинестезический контроль).
Необходима тренировка следующих артикуляторно-сенсорных схем:

двугубная: губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении. Внимание ребенка фиксируется на сомкнутых губах, затем его просят дуть через губы, разрывая их контакт;

губно-зубная: указательным пальцем левой руки логопед приподнимает верхнюю губу ребенка, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимает нижнюю губу до уровня верхних резцов и просит ребенка дуть;

язычно-зубная: язык помещается и удерживается между зубами;

язычно-альвеолярная: кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, ребенка просят дуть, разрывая контакт;

язычно-нёбная: голова ребенка несколько закидывается назад, задняя часть языка приподнимается к твердому нёбу, ребенка просят производить кашлевые движения, фиксируя его внимание на ощущениях языка и нёба.

 

Активная гимнастика выполняется ребенком самостоя­тельно после того, как восстановлены или развиты движения при пассивном их выполнении. Целью активной гимнастики является увеличение объема движений, их точности, переключаемости, скорости.

Упражнения для развития мимических мышц лица

1. Закрывание и открывание глаз.

2. Нахмуривание бровей.

3. Поднимание бровей и образование продольных морщин на лбу.

4. Надувание щек.

5. Проглатывание слюны.

6. Открывание и закрывание рта.

7. Жевательные движения.


Упражнения для развития губной мускулатуры

1. Вытягивание губ трубочкой — « хоботок ».

2. Ратягивание губ в стороны — улыбка.

3. Чередование движений «хоботок» — «оскал».

4. Смыкание губ при сомкнутых и разомкнутых челюс­тях.

5. Быстрое смыкание губ и быстрое размыкание.

6. «Поцелуй».

7. Губной выдох, при котором щеки надуваются не напря­женно.

8. Губной выдох в определенном направлении (вверх, вниз, влево, вправо) с напряженными и расслабленны­ми щеками.

9. Поднимание верхней губы с обнажением зубов.


Упражнения для увеличения объема и силы артикуляционных движений

1. Выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку попеременно слева и справа.

2. Перемещение в полости рта предметов различного раз­мера, фактуры и формы (пуговицы, шарики).

3. Удержание губами различных предметов (пробка, мар­ля, пуговицы и пр.).

Последние два упражнения требуют пристального внима­ния логопеда, во избежании проглатывания предметов!

Упражнения для развития более тонких движений языка и создание возможности перехода к артикуляционным дви­жениям

1. Прикосновение кончиком языка к краю нижних зу­бов.

2. Выдвигание языка вперед.

3. Втягивание языка внутрь.

4. Опускание выдвинутого языка вниз.

5. Приподнимание выдвинутого языка вверх.

6. Боковые отведения вправо-влево.

7. Приподнимание вверх и прижимание средней части языка к твердому нёбу («горочка»).

8. Приподнимание средней части языка вверх и прижи­мание боковых краев языка к зубам верхней челюсти («седло»).

9. Суживание языка и заострение его («жало», «иголоч­ка»).

10. Переключение различных позиций.

 

Усвоение этих упражнений позволяет перейти к артику­ляционной гимнастике.
Все виды гимнастики имеют особое значение для поста­новки артикуляционных поз, их удержания и постановки звуков. Характерной чертой развития любой моторики, в том чис­ле и артикуляционной, является постепенность перехода от одного этапа к другому, где движения, развитые на предыду­щем этапе, определяют последующие этапы развития. При­остановка развития речевой моторики в раннем возрасте у де­тей с дизартрией неизбежно влечет за собой нарушения всего последующего хода овладения произношением. Поэтому этап развития движений является одним из наиболее значимых в коррекции дизартрии у детей.

Поскольку при дизартрии страдает сила, объем, точность и координация движений, их автоматизация, то период вве­дение звуков в речь является длительным и постепенным.

Для развития артикуляционного праксиса большое значение имеет рано начатая логопедическая работа, расширение и обогащение речевого опыта ребенка, а так же преобладание специальных слоговых упражненийи над чисто артикуляционными. Подбирается серия слогов, которые требуют последовательной смены различных артикуляционных движений


 

Б21. Коррекционно-педагогическая работа при ДЦП
Основные цели:
оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи,

обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.,

развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Леч/педагогическая работа должна носить комплексный характер- необходима согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.
В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.


Основные принципы кор/пед работы с детьми с ДЦП:

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Т.е. необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.
2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3—4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с ЦП в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.
3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при кор/пед мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности. В младенческом возрасте (до 1 года) ведущий вид деятельности — эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте (от) года до 3 лет) — предметная деятельность; в дошкольном возрасте (от З до 7 лет) — игровая деятельность; в школьном возрасте — учебная деятельность.
4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.
5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители — основные участники педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебно-воспитательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество.


Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются:
- развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
- стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза); - формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
- формирование математических представлений;
- развитие зрительно-моторной координации я функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;
- воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической работе. Ее основными задачами являются:
-развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости речи;
-нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
-развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке;
-выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции;
-коррекция нарушений произношения.

24.Особенности логопедической работы при бульбарной,псевдобульбарной и мозжечковой формах дизартрии.Бульбарная дизартрия.Цель логопедической работы при вялых параличах и парезах заключается в улучшении трофики тканей, улучшении проводимости нервов, повышении возбудимости мышц, преодолении контрактур. Эти цели достигаются приемами тонизирующего массажа и логопедической гимнастики с использованием лечения -положением; интенсивных, с быстрым нарастанием амплитуды и скорости пассивных движений; пассивно-активных и активных движений. Логопед специальное внимание обращает на затормаживание содружественных движений при попытке выполнения дизартриком активных движений паретичными мышцами. В разработке индивидуализированного комплекса упражнений необходимо учесть распределение вялых параличей. Логопед обращает внимание на тренировку тех групп мышц, которые участвуют в образовании отрабатываемой группы звуков. Например, при нарушении артикуляции губных звуков тренируются прежде всего мышцы губ и щек; язычных звуков — мышцы языка; голоса — мышцы гортани и шеи; при преимущественно открытой гнусавости — мышцы глотки и мягкого нёба. При любом распределении пареза тренируется дыхательная мускулатура.Псевдобульбарная дизартрия.Корекционная работа начинается с первых месяцев жизни ребенка и на ранних этапах заключается в следующем :1воспитание навыков сосания,глотания,жевания.2развитие проприоцептивных ощущений в речевой мускулатуре путем активной и пассивной гимнастики артикуляционных мышц.3развитие дыхательной функции путем специальных упражнений.4воспитание(стимулирование)голосовой активности.5стимулироавание гуления и лепита.ПРИ СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ:логопедическая работа ведется на фоне медикамнетозного лечения,направленного на снижения мышечного тонуса.Используется расслабляющий массаж,снимающий напряжение мышц.Важно достижение полной амплитуды артикуляторных движений и правильного положения языка и губ в состоянии покоя(чтобы язык не был «собран в комок»).Исходят от воспитания речевых кинестезий,мышечных ощущений положения артикуляторных органов.ПРИ ПАРЕТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ:Используется тонизирующий массаж,способствующий укреплению паретических мышщ и уменьшению проявлений пареза.Пассивная гимнастика с постепенным переходом к активной.Основная цель гимнастики- развитие силы мышечных сокращений и достижение полной амплитуды движений.Для этого используются движения с сопротивлением для губ и языка.Важно добиться рефлекторного сокращения мягкого неба для снятия назализации..Мозжечковая дизартрия.Нормализация общей моторики: применяется лечебная физкультура,направленная на формирование управления мышечными усилиями,на достижение соразмерности в работе разных мышечных групп,на выработку равновесия и правильной траектории движений.Нормализация речи: необходима работа над достижением координации,синхроннсти между дыханием,голосом и артикуляцией.Артикуляторная гимнастика направлена на воспитание быстроты и точности движений и на выполнение сложных комплексных движений.Для преодоления скандированного(послогового) произношения слов проводится работа над словесным ударением,используется речь под метроном,а также логопедическая ритмика и пение.

 

25.Особенности коррекционно-логопедической работы при экстрапирамидной и корковой дизартрии.ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ:1Работа над преодолением гиперкинезов в речевой и скелетной мускулатуре путем использования рефлекс-запрещающей позиции.2Работа над затормаживанием содружественных сопутствующих движений(синкинезий)в скелетной и речевой мускулатуре.3Развитие произвольных движений в дыхательной,голосовой,артикуляторной и скелетной мускулатуре.4Обеспечение возможности произвольного прекрашения движений в речевой и скелетной мускулатуре.5Обеспечение возможности переключения от одного движени к другому.6Обеспечение синхронности в функционировании дыхательного,голосового и артикуляторного аппаратов.7Работа над удерживанием нужной артикуляторной позы при коррекции нарушений звукопроизношения.Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия.В соответствии с апраксическим патогенезом дизартрии задача логопеда заключается в формировании артикуляционных укладов, главным образом согласных. Для этого логопед объясняет больному, что нужно делать, чтобы получить данный признак согласного (например, звонкость, смычку, щель и пр.) или целостный артикуляционный уклад данного согласного (например, п, т, с и пр.). Для наглядности логопед пользуется артикуляционными профилями, муляжами и другими пособиями. При произнесении отрабатываемых согласных логопед обращает внимание больного на состояние своих губ, языка, дает больному ощутить рукой наличие или отсутствие вибрации своей гортани и выход воздушной струи через нос или рот и ее характер. Затем больной самостоятельно воспроизводит те же самые согласные перед зеркалом, контролируя правильность своего произнесения с помощью зрения, слуха, тактильных и вибрационных ощущений. В дальнейшем дизартрик дифференцирует произношение сходных артикуляционных укладов согласных и, наконец, отрабатывает их в структуре слов и фраз разной степени сложности. Данная последовательность логопедических приемов вполне приемлема в работе с детьми. У взрослых часто целесообразнее дифференцировать артикуляционные уклады согласных в структуре слова. Кинетическая премоторная корковая дизартрия.При чистых формах этого расстройства отработка произношения отдельных артикуляционных укладов не требуется, задача заключается в том, чтобы научить больного сочетанию отдельных артикуляционных укладов в последовательные комплексы — артикуляторные действия, соответствующие слову. Обращать внимание больного на качество произношения отдельных звуков вредно, так как это еще больше усугубляет напряженность его артикуляции и послоговое произношение слов. Предметом тренировки становятся целые слова и короткие фразы, при произношении которых внимание больного акцентируется на правильном, несколько подчеркнутом воспроизведении ритмической структуры слова с выделением ударного слога. Внимание больного также акцентируется на интонационном контуре целой фразы с выделением слова, находящегося под логическим ударением. Больному даются упражнения на произвольное расслабление своих мышц и рекомендуется говорить тихим голосом. Дидактический материал подбирается таким образом, чтобы в нем не было по возможности длинных многосложных слов и слов с трудной звуковой структурой (таких, как встреча, искусственный), так как такие слова выявляют имеющиеся у больного трудности переключения с одного артикуляционного уклада на другой и персеверации.

 

 

28 вопрос Коррекционно – логопедическая работа при детской псевдобульбарной дизартрии. 1 период Коррекционная работа начинается с первых месяцев жизни ребёнка и на ранних этапах и заключается в следующем: воспитание навыков сосания, глотания и жевания; развитие проприоцептивных ощущений в речевой мускулатуре путём пассивной и активной гимнастики артикуляторных мышц; развитие дыхательной функции путём специальных упражнений; воспитание(стимулирование )голосовой активности; стимулирование гуления и лепетаю 1 период Для I периода Борьба со слюнотечением. Нужно объяснить ребенку, что он должен глотать накапливающуюся у него во рту слюну, не дожидаясь, пока она потечет. Это необходимо сделать перед тем, как начать говорить, или перед тем, когда нужно произвести какое-нибудь артикуляционное упражнение. На первых порах, когда затруднен еще и сам акт глотания, следует предложить пожевать, несколько закидывая голову назад, что облегчает акт глотания. Кроме глотания слюны, ребенок должен научиться закрывать рот и удерживать его закрытым. Напоминания об этом нужно делать и дома. С этих же указаний начинается работа перед зеркалом. Для того чтобы активизировать у ребенка желание преодолеть свое слюнотечение, можно после первых успехов (что отмечается примерно через неделю) предложить снять нагрудник. При наличии насильственных движений необходимо сразу начать работу над их затормаживанием. В этих случаях главное внимание следует уделить не динамике, а статике движения (удержанию полученного положения) и даже состоянию полного покоя. Например, перед ребенком ставится задача: открыть рот и постараться при этом затормозить подергивания губ, лежащего во рту языка или высунуть язык и проследить за тем, чтобы он лежал спокойно, без подергиваний. Ребенок контролирует свои движения зрительно, сидя перед зеркалом. Логопед вслух считает: «Раз, два, три...» — и это служит мерой того времени, в течение которого ребенку удается затормозить насильственные движения. Аналогично проводится работа и по снижению напряжения артикуляционного аппарата, являющегося, так же как и насильственные движения, препятствием как к осуществлению, так и к удержанию полученного движения. Эти упражнения также проводятся перед зеркалом: логопед обращает внимание ребенка на то, что язык его выдвигается комом, твердый, напряженный, и показывает на себе расслабленный язык—тонкий, широкий, распластанный. Высунутый комом язык можно слегка похлопать шпателем, под влиянием чего мышцы языка на короткий срок расслабляются и он принимает распластанное положение. Эти упражнения, так же как и предыдущие, ведутся на выдержку: логопед ритмично считает от начального момента расслабления языка, губ и т. п. до конца его, побуждая ребенка увеличивать длительность этого периода. Для активизации голосовых связок, что бывает особенно необходимо при паралитических формах псевдобульбарного паралича, полезно дать пощупать ребенку напряжение звучащей гортани, прикладывая одну его руку к гортани логопеда, а другую — к начинающей вибрировать своей гортани, и фиксировать его слуховое внимание на звучании. Серией упражнений на гласных вырабатывается длительное и короткое звучание, понижение и повышение голоса. Очень большую роль могут сыграть занятия по пению. В результате их значительно выравниваются речевое дыхание, длительность, сила, звучание и модуляция голоса. 29 вопрос Коррекционно – логопедическая работа при детской псевдобульбарной дизартрии. 2 и 3 периоды II период. Во II периоде ведущей становится работа над произношением. Наряду с этим начатая в I периоде работа над звуками и подготовительная работа по грамоте способствует довольно быстрому развитию слухового восприятия ребенка до нормы. Работа над словарем также идет попутно с общей работой, как специально речевой, так и учебной. В выборе речевого материала логопед должен быть очень гибок, так как словарь должен по возможности соответствовать возрасту и интересам повседневной жизни детей. Он может быть подобран как из специальных пособий по исправлению произношения, так и из различных букварей. Слова должны подбираться по двум принципам: а) по постепенно нарастающей трудности произнесения—длине, звуковому составу и б) по смысловому значению, начиная со слов конкретных и обиходных и постепенно переходя к более абстрактным. Слова должны записываться и даже снабжаться соответствующими рисунками в тетрадке ребенка; эта тетрадь будет служить материалом для домашней работы. При обучении логопед должен будет обратить внимание на дифференциацию близких фонем, что представляет некоторые затруднения. III период. В III периоде, когда речь делается понятной для окружающих, ребенка включают в детский коллектив. Если ребенок достиг школьного возраста, он должен обучаться в (массовой или вспомогательной) школе. Работа над произношением в этом периоде должна занимать большое место, но она уже будет дополнительной. Некоторые особенности постановки отдельных звуков и подчеркнем, что сроки работы над каждым звуком значительно больше, чем те, которые обычны в работе с дислаликами: 1) не рекомендуется сразу добиваться полной чистоты звука; шлифовка каждого звука должна проводиться длительно, на фоне все развивающейся, усложняющейся работы над другими звуками; 2) необходимо одновременно работать над несколькими звуками, принадлежащими к различным артикуляционным установкам; 3) последовательность работы над звуками диктуется постепенным усложнением артикуляционных установок. Для произнесения согласной м требуется смыкание губ и голосовых связок. Для произнесения звука с требуется сближение зубов, оскал, распластывание языка, образование желобка посередине его, смычка кончика с нижними резцами, краев языка с верхними коренными зубами, поднятие мягкого нёба и направление воздушной струи по желобку. Только после довольно большой работы, подготовившей все нужные движения для произношения звука с, можно будет получить его чистое звучание  

 

30 вопрос и 31 Приёмы выполнения активной и пассивной гимнастики Пассивная артикуляционная гимнастика Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Ребенок производит артикуляционное движение только при помощи механического воздействия — под нажимом рук логопеда или шпателя, зонда. Пассивные движения нужно производить плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. огопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку, требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его. Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сейчас внизу. Посмотри в зеркало, почувствуй это положение»).Пассивная гимнастика языка:1) выведение языка из ротовой полости вперед;2) втягивание языка назад;3) опускание языка вниз (к нижней губе);4) поднимание языка вверх (к верхней губе);5) боковые отведения языка (влево и вправо);6) придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;7) приподнимание кончика языка к твердому нёбу;8) легкие, плавные, покачивающие движения языка в стороны.Пассивная гимнастика губ:1) собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);2) собирание нижней губы (тем же приемом);3) собирание губ в трубочку («хоботок»), производя движение к средней линии;4) растягивание губ в «улыбку», фиксируя пальцы в углах рта;5) поднимание верхней губы;6) опускание нижней губы;7) смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;8) создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [э].   Активной гимнастикой – систем упражнений для различных речевых органов, которые проводятся по инструкции логопеда, под его счёт. Они должны проводиться ритмично, плавно, с достаточным напряжением и силой. Логопед считает меняя темп, но всегда следит, чтобы движение оставалось правильным, точным, ненапряжённым. После приобретения некоторого навыка в этой гимнастике логопед требует, чтобы ребёнок проводил упражнения и дом, сначала под наблюдением старших, а затем самостоятельно, но всегда контролируя себя при помощи зеркала. Упражнения для развития мимических мышц лица:1) закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;2) нахмуривание бровей;3) поднимание бровей (образование продольных морщин);4) надувание щек;5) проглатывание слюны;6) открывание и закрывание рта;7) жевательные движения. Упражнения для развития губной мускулатуры:1) вытягивание губ вперед трубочкой;2) растягивание их в стороны;3) чередование движений «хоботок» — «оскал»;4) смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;5) размыкание губ при закрытом и открытом рте;6) мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»);7) вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);8) целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);9) поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).