Типы легитимности: традиционный, харизматический и рационально-легальный..

М. Вебер предложил классифицировать варианты легитимности по мотивам подчинения общества власти и на этом основании выделил 3 типа легитимности – традиционный, харизматический и рационально-легальный.

Традиционный тип легитимности основан на авторитете прочных государственных традиций, давних обычаев, исконных установлений. В нем воплощена социальная привычка подчинения власти, тесно связанная с религиозными традициями сакрализации (обожествления) самой власти и её носителя. (В настоящее время такие традиции поддерживаются в основном исламом и буддизмом.) Традиционный тип легитимности сохраняется до наших дней (хотя и в измененном виде) в таких традиционных монархических государствах, как Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, Иордания и др.

Харизматический тип легитимности связан с верой масс в исключительный, «богоданный гений» политического вождя (харизматического лидера). Создавая в его лице кумира, люди безгранично подчиняются его власти. Харизматические вожди разнотипны (Моисей, Давид, Будда, Мухаммед, Ленин, Сталин, Муссолини, Гитлер, Мао Цзэдун, Хомейни и др.). Однако появление таких вождей и вся их деятельность связаны с кризисными, переходными и переломными моментами в истории своих народов (революции, войны, миграции народов, радикальные реформы). В настоящее время харизматический тип легитимности преобладает в молодых, развивающихся странах Африки, где имеют место организованное политическое поклонение,политическая религия, обожествление «вождя нации».

Рационально-легальный тип легитимности основан на вере общества в справедливость существующих правил формирования власти. Органы власти избираются на основе конституции и действуют в соответствии с законом. Избиратели сознательно голосуют на выборах за приемлемого кандидата (за политическую партию, за политического лидера). Победа той или иной политической силы на выборах становится главным мотивом подчинения ей общества.