Виды и преимущества интегрированного роста

Реализация стратегии интегрированного роста предполага­ет объединения усилий предприятий, которые либо занимают­ся выпуском однотипной продукции, либо взаимосвязаны по производственной цепочке.

Горизонтальная интеграция (стратегические альянсы) — это соединение предприятий, выпускающих однотипную про­дукцию и работающих на схожих рынках (объединение пред­приятий-конкурентов) посредством объединения капиталов, технологий или выкупа. Благодаря таким действиям образует­ся новое, более крупное предприятие, которое вправе рассчиты­вать: (преимущества)

• на получение дополнительных выгод и преимуществ бла­годаря увеличению объема производства и суммировано накоп­ленному опыту;

• увеличение долевого участия на рынке с целью достиже­ния монополистических выгод и преимуществ;

• снижение затрат на развитие;

• рост финансового потенциала, который облегчает выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и дает возможность снизить затраты на проведение исследований;

• рост эффективности (за счет использования синергетических эффектов);

• лучшее использование руководящих кадров;

• достижение выгод и преимуществ, появившихся благода­ря взаимному использованию технологий и изобретений без по­купки лицензий.

Стратегические альянсы — это тесное сотрудничество фирм, которые обмениваются некоторыми из ключевых ресурсов в целях расширения обеими сторонами своей деятельности. Обычно альянсы подразумевают обмен одним из перечислен­ных ниже ресурсов: доступ к сетям продаж и распределения, новая технология продукта, производственные мощности и тех­нология.

Указанную стратегию часто применяют большие фирмы, которые располагают значительными излишками капитала и заинтересованы в дальнейшем росте на тех же рынках товаров.

В противоположность горизонтальной вертикальная инте­грация — это объединение друг с другом технологически обо­собленных стадий производства, распространения, продажи или других хозяйственно-экономических процессов. В данном случае предприятие приобретает производства, находящиеся до или после в производственной цепи. Переход на предыдущие стадии означает регрессивную (обратную) интеграцию с постав­щиками, а на последующие стадии — прогрессивную интегра­цию с посредниками. Регрессивная интеграция может улуч­шить координацию между поставщиком и производителем, по­высить гарантии источников снабжения и обеспечить эконо­мию от масштаба и другие виды экономии издержек. С другой стороны, регрессивная интеграция может ослабить гибкость, потребовать крупных затрат капитала, привести к недоисполь­зованию основных производственных средств, возложить боль­шую нагрузку на топ-менеджмент и в результате привести к неудаче в связи с недостаточностью специальных знаний в общем управлении.

Прогрессивная интеграция предоставляет больше контроля над рынком и возможность снижения стоимости материаль­но-технических запасов, при этом сглаживая продажи и улуч­шая обслуживание клиентов. Недостатки здесь такие же, как и в предыдущем случае. Кроме того, предприятие, осуществляю­щее прогрессивную интеграцию, может конкурировать со свои­ми потребителями — крупнооптовыми или мелкооптовыми не­зависимыми посредниками.

Прогрессивная и регрессивная интеграции позволяют сни­зить фактор отраслевого влияния.

С помощью вертикальной интеграции могут быть достигну­ты следующие выгоды и преимущества:

• лучшие возможности для отличительной дифференциа­ции изделия;

• доступ к каналам распределения;

• более широкий доступ к информации о рынке;

• экономия затрат, являющаяся результатом объединения производства, продажи и контроля;

• доступ к технологии и патентам присоединяемых фирм;

• обеспечение гарантированных поставок в течение нара­щивания выпуска новых изделий и обеспечение сбыта в тече­ние периодов пониженного спроса.

Вертикальная интеграция не является рекомендуемой стра­тегией для быстро развивающихся фирм, а также тех, объем продаж которых резко уменьшается. Как правило, высокий уровень вертикальной интеграции наблюдается в так называе­мых «стабилизировавшихся» отраслях промышленности. Та­кая интеграция используется для снижения затрат, а посред­ством этого — для улучшения конкурентного положения фир­мы. К числу основных достоинств вертикальной интеграции от­носятся возможность контроля затрат и качества, обеспечение своевременных поставок, а также возможности частичной ди­версификации сферы деятельности предприятия.