V. Шюц А. Формирования понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. М., 1994 (с.485-494).

В чем Шюц видит задачу общественных наук?

Как вы думаете на какой онтологической предпосылке основан идеал «упорядоченного знания»? Можно ли назвать Щюца сторонником «строгой научности»?

Как определяет Щюц «социальную реальность»? Что он считает источником ее упорядоченности?

Какие первичные феномены обыденного сознания, упорядочивающие социальную реальность, выделяет Щюц?

Какой упрек «натурализму» и «логическому позитивизму» высказывает Щюц? Какая философская традиция сказывается в позиции Щюца?

В чем состоит критика Щюца метода объяснения человеческого поведения «в терминах контролируемого чувственного наблюдения» (Нагель)? Какие пять аргументов приводит Щюц?

Как Щюц развивает последний, пятый аргумент против «методов чувственного наблюдения»? Щюц - о ненаблюдаемом «обыденном знании», достаточном для взаимодействия с социальной реальностью.

Какое понятие вводит Щюц для обозначения «обыденного знания» о социальном мире? Какие уже знакомые вам понятия могут служить ему аналогами?

Какие три аспекта Verstehen выделяет Щюц? В чем состоит гносеологическая проблема понимания Другого? Ее естественное решение в рамках «обыденного знания».

Является ли Verstehen «неявным основанием», предпосылкой научного знания?

Одинаково ли это справедливо для наук естественных и общественных?

В одинаковом ли отношении к Verstehen находятся естественные и общественные науки?

В чем состоит принципиальное различие объектов этих наук?

«Конструктом» какой степени является «социальная реальность»?

«Конструктом» какой степени является научное знание?

Из чего складываются «конструкты» общественных наук?

Какие элементы Verstehen выделяет Щюц?

Какие моменты социализированности Verstehen выделяет Щюц?

В каком смысле общественные науки являются «субъективными», а в каком «объективными»?

Какую позицию занимает Щюц в отношении ценностного аспекта научного социального знания?

Как вы думаете, в какой роли выступает социальная философия у Щюца - в роли методологии социального познания или в роли социальной онтологии?