Инфраструктурные элементы логистики товародвижения

 

В классическом рассмотрении состава инфраструктуры можно выделить два подхода: расширительный и ограничительный.

Ограничительный подход подразумевает под инфраструктурой только материальную ее составляющую (дороги, склады, линии электропередач и т. д.).

Расширительный подход, которого придерживаются авторы учебного пособия, включает в себя материальный, персональный и институциональный аспекты инфраструктуры. Под персональным элементом последней понимается персонал — кадровое обеспечение отраслей производства, торговли и распределения. Институциональный элемент инфраструктуры подразумевает под собой нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечения функционирования всего инфраструктурного комплекса.

При таком подходе совершенно очевидно, что инфраструктура как таковая будет являться местом реализации логистических принципов оптимизации, являясь базисом к ее внедрению и одновременно является одним из механизмов внедрения и воздействия логистики на бизнес в целом.

При недостаточном развитии любого из инфраструктурных компонентов будет затруднена реализация логистических принципов оптимизации производства и распределения.

Современная теория и практика логистики пришли в последнее время к наиболее прогрессивному варианту реализации конкурентных преимуществ, опосредуемых логистическим управлением бизнес-процессов, которым является логистический центр. Логистический центр — мультимодальный грузовой терминал.

Ядром логистического центра является его информационно-аналитический центр, который осуществляет управление всеми информационными, финансовыми и материальными потоками, циркулирующими в нем.

Другими основными подразделениями логистических центров являются:

· крупные складские помещения, оборудованные приспособлениями для погрузки, разгрузки и комплектации грузов;

· открытые контейнерные площадки;

· железнодорожная станция, обеспечивающая подачу вагонов непосредственно к разгрузочным площадкам складов и контейнерным площадкам;

· морской или речной порт;

· площадка для ожидания разгрузки и погрузки автомашин;

· парк авто- и электропогрузчиков, обеспечивающих перевозку контейнеров международного стандарта;

· парк кранов, которые используются для судов, не приспособленных для горизонтального способа погрузки;

· административное здание со вспомогательными помещениями;

· служба связи;

· служба безопасности, обеспечивающая сохранность материальных ценностей и безопасность как сотрудников логистических центров, так и их клиентов, и др.

Региональные логистические центры не всегда имеют полный перечень перечисленных подразделений. В зависимости от конкретных условий, уровня спроса часть из них может отсутствовать.

Нормальное функционирование логистических центров возможно только при наличии других элементов инфраструктуры, непосредственно обеспечивающих продвижение продукции в оптовой сфере — бирж, торговых домов и выставочно-ярмарочных структур.