Феномены кризиса первого года жизни
К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан раньше.
Проявления кризисного периода были специально исследованы в работе С. Ю. Мещеряковой. В возрасте от 10 до 15 месяцев в поведении детей наблюдаются резкие изменения, которые имеют преходящий характер и могут быть сгруппированы в 5 подгрупп:
1. «Трудновоспитуемость» ребенка - упрямство, настырность, непослушание, требования повышенного внимания и пр.
2. Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений - попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения необходимых режимных процедур, овладение большим числом новых умений в игре и в действиях по самообслуживанию.
3. Повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых - обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы.
4. Необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях, связанных с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от нее).
5. Повышенная капризность ребенка.
Сферы жизни ребенка.
1.Главная из них — сфера предметной деятельности. Здесь резко возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных действий, их разнообразие и овладение новыми способами, и главное — стремление все делать самому, даже при отсутствии соответствующих умений.
2. Другой сферой проявления кризисных симптомов являются отношения со взрослыми. В этой сфере явно нарастает избирательность в отношениях с различными взрослыми; наблюдаются неприязнь и недоверчивость к посторонним взрослым, повышенная требовательность и порою агрессивность в отношениях с близкими.
3. Существенные изменения происходят в отношении ребенка к самому себе. Его явное стремление отстоять свою независимость и утвердить свое право на самостоятельность проявляются и в повышенной обидчивости ребенка, и в протестах против взрослых, и в настойчивых требованиях выполнения его желаний.