Философия итальянского Возрождения.

Два учения.

       
   


 

Гуманизм Пантеизм

Гуманизм - учение о человеке – творце. (homo – человек, humanиs - человечный).

Идеология эпохи Ренессанса (Возрождения) признает право человека на счастье в земной жизни, а не только в загробной; право человека на развитие талантов и право на свободу творчества. Первоначально слово «гуманист» применялось к тем итальянцам, которые увлекались философией, искусством, литературой античного мира (Вазаре);(пример гуманиста – Фр.Петрарка писал письма к Цицерону, хотя их разделяли полторы тысячи лет). Отсюда термин - Возрождение (античного наследия и идеалов).

В полной мере идеология гуманизма выразилась в произведении Мирандолы (итальянский философ — гуманист) «Речь о достоинстве человека».

 

Пантеизм – учение о Боге и природе ( pan teos – все есть Бог). Характеризуется их отождествлением: Бог – есть природа.

Познание законов природы – есть познание Бога (богоугодное занятие). Изучение природы наукой получает религиозную санкцию. Появляются предпосылки для зарождения естествознания.

Пантеисты: Джордано Бруно – символ мученичества (сожжен на костре). Считал, что существует множество других миров.

Николай Кузанский – крупнейший философ Возрождения. Центр философии Возрождения – Флорентийская академия (создана по образцу Афинской академии Платона).

 

Маккиавеллизм. В эпоху Возрождения появляется политическая мысль. Н.Маккиавелли «Государь». В этом трактате утверждается идея допустимости всех средств правителями и государством для достижения политической цели — блага государства.