Основные факторы повышения эффективности управления МОУ «Средняя общеобразовательная школа №62 г. Казань»
Разделимㅤ основныеㅤ факторыㅤ повышенияㅤ эффективностиㅤ управленияㅤ МОУㅤ «Средняяㅤ общеобразовательнаяㅤ школаㅤ №62ㅤ г.ㅤ Казани»ㅤ наㅤ триㅤ большиеㅤ группы.
ㅤ Основныеㅤ факторыㅤ повышенияㅤ эффективностиㅤ управленияㅤ муниципальнымㅤ общеобразовательнымㅤ учреждением
- факторыㅤ повышенияㅤ эффективности управленияㅤ заㅤ счетㅤ поддержанияㅤ стабильногоㅤ функционированияㅤ школы;
-ㅤ факторыㅤ повышенияㅤ эффективностиㅤ управления заㅤ счетㅤ развитияㅤ школыㅤ иㅤ инновационныхㅤ процессов;
-ㅤ факторыㅤ повышенияㅤ эффективностиㅤ управления наㅤ основеㅤ саморазвитиемㅤ внутришкольногоㅤ управления.ㅤ
Кㅤ основнымㅤ направлениямㅤ повышенияㅤ эффективностиㅤ управления заㅤ счетㅤ поддержанияㅤ стабильногоㅤ функционированияㅤ школыㅤ относятся:
•ㅤ организацияㅤ согласованияㅤ вㅤ школьномㅤ сообществеㅤ важнейшихㅤ ценностей,ㅤ принципов,ㅤ устремлений,ㅤ наㅤ которыеㅤ ориентируетсяㅤ функционированиеㅤ школы;
•ㅤ организацияㅤ приемаㅤ вㅤ школуㅤ новыхㅤ контингентовㅤ учащихся;
•ㅤ организацияㅤ диагностикиㅤ реальныхㅤ учебныхㅤ возможностей,ㅤ воспитанности,ㅤ развития,ㅤ состоянияㅤ здоровьяㅤ школьников;
•ㅤ организацияㅤ приемаㅤ наㅤ работуㅤ учителейㅤ иㅤ другихㅤ сотрудниковㅤ школы;
•ㅤ расстановкаㅤ педагогическихㅤ кадров,ㅤ распределениеㅤ учебнойㅤ нагрузки;
•ㅤ организацияㅤ разработкиㅤ иㅤ введенияㅤ вㅤ действиеㅤ Уставаㅤ школы,ㅤ правилㅤ внутреннегоㅤ распорядка,ㅤ правилㅤ дляㅤ учащихсяㅤ иㅤ другихㅤ локальныхㅤ актовㅤ образовательногоㅤ учреждения;
•ㅤ тактическоеㅤ иㅤ оперативноеㅤ планированиеㅤ функционированияㅤ школы,ㅤ определениеㅤ приоритетныхㅤ направленийㅤ ееㅤ жизнедеятельности;
•ㅤ тактическоеㅤ иㅤ оперативноеㅤ планированиеㅤ внекласснойㅤ иㅤ внешкольнойㅤ воспитательнойㅤ работы;
•ㅤ тактическоеㅤ иㅤ оперативноеㅤ планированиеㅤ обеспечивающихㅤ процессовㅤ иㅤ ихㅤ увязкаㅤ сㅤ целевымиㅤ характеристикамиㅤ образовательногоㅤ процесса;
•ㅤ организацияㅤ образовательныхㅤ процессовㅤ вㅤ соответствииㅤ сㅤ Уставомㅤ школы,ㅤ календарнымㅤ учебнымㅤ графиком,ㅤ расписаниемㅤ занятий;
•ㅤ организацияㅤ ресурсногоㅤ обеспеченияㅤ функционированияㅤ школы,ㅤ образовательныхㅤ процессов;
•ㅤㅤ организацияㅤㅤ текущейㅤㅤ работыㅤㅤ всехㅤㅤ подразделенийㅤㅤ иㅤㅤ функциональныхㅤㅤ службㅤㅤ школы;
•ㅤㅤ контроль,ㅤㅤ анализ,ㅤㅤ оценкаㅤㅤ иㅤㅤ коррекцияㅤㅤ состоянияㅤㅤ иㅤㅤ результатовㅤㅤ образовательногоㅤㅤ процесса;
•ㅤㅤ контрольㅤㅤ иㅤㅤ анализㅤㅤ обучающейㅤㅤ иㅤㅤ воспитательнойㅤㅤ деятельностиㅤㅤ педагогическихㅤㅤ кадров;
•ㅤㅤ организацияㅤㅤ документирования,ㅤㅤ учетаㅤㅤ иㅤㅤ храненияㅤㅤ важнейшихㅤㅤ данных,ㅤㅤ отражающихㅤㅤ процессㅤㅤ функционированияㅤㅤ школы;
•ㅤㅤ организацияㅤㅤ профилактикиㅤㅤ негативныхㅤㅤ явленийㅤㅤ (неуспеваемости,ㅤㅤ перегрузкиㅤㅤ школьников,ㅤㅤ демотивации,ㅤㅤ проявленийㅤㅤ девиантногоㅤㅤ поведения,ㅤㅤ ухудшенияㅤㅤ школьногоㅤㅤ самочувствия);
•ㅤㅤ мобилизацияㅤㅤ школьногоㅤㅤ сообществаㅤㅤ дляㅤㅤ совместногоㅤㅤ решенияㅤㅤ задачㅤㅤ повышенияㅤㅤ качестваㅤㅤ образованияㅤㅤ вㅤㅤ школе;
•ㅤㅤ планирование,ㅤㅤ организация,ㅤㅤ руководствоㅤㅤ иㅤㅤ контрольㅤㅤ работыㅤㅤ сㅤㅤ педагогическимиㅤㅤ кадрамиㅤㅤ школы;
•ㅤㅤ планированиеㅤㅤ карьерыㅤㅤ педагогическихㅤㅤ кадровㅤㅤ вㅤㅤ школе;
•ㅤㅤ планированиеㅤㅤ иㅤㅤ реализацияㅤㅤ мерㅤㅤ поㅤㅤ социальнойㅤㅤ защитеㅤㅤ учащихсяㅤㅤ иㅤㅤ педагогов,ㅤㅤ охранеㅤㅤ ихㅤㅤ здоровья;
•ㅤㅤ интеграцияㅤㅤ школьногоㅤㅤ сообщества;
•ㅤㅤ информированиеㅤㅤ сообществаㅤㅤ оㅤㅤ намеренияхㅤㅤ иㅤㅤ планахㅤㅤ администрацииㅤㅤ школы;
•ㅤㅤ информированиеㅤㅤ сообществаㅤㅤ оㅤㅤ решенияхㅤㅤ вышестоящихㅤㅤ органовㅤㅤ управленияㅤㅤ образованием,ㅤㅤ имеющихㅤㅤ отношениеㅤㅤ кㅤㅤ школе;
•ㅤ планированиеㅤ иㅤ организацияㅤ аттестацииㅤ педагогическихㅤ кадров;
•ㅤ планированиеㅤ иㅤ организацияㅤ итоговойㅤ аттестацииㅤ учащихся;
•ㅤ контрольㅤ состоянияㅤ школьнойㅤ образовательнойㅤ среды,ㅤ материальнойㅤ базы,ㅤ сбереженияㅤ иㅤ расходованияㅤ ресурсов;
•ㅤ контрольㅤ соблюденияㅤ правилㅤ охраныㅤ трудаㅤ иㅤ техникиㅤ безопасности;
•ㅤ контрольㅤ состоянияㅤ ресурсообеспечивающейㅤ деятельности;
•ㅤ разработкаㅤ иㅤ введениеㅤ вㅤ действиеㅤ текущейㅤ организационно-распорядительнойㅤ документации;
•ㅤ представлениеㅤ интересовㅤ школы,ㅤ школьногоㅤ сообществаㅤ вㅤ муниципальнойㅤ образовательнойㅤ системе,ㅤ местномㅤ сообществе,ㅤ местныхㅤ органахㅤ власти;
•ㅤ планированиеㅤ иㅤ организацияㅤ участияㅤ школыㅤ вㅤ акцияхㅤ муниципальнойㅤ образовательнойㅤ системы,ㅤ вㅤ жизниㅤ местногоㅤ сообщества;
•ㅤ планированиеㅤ иㅤ организацияㅤ участияㅤ школыㅤ вㅤ различныхㅤ отечественныхㅤ иㅤ международныхㅤ проектах;
•ㅤ организацияㅤ взаимодействияㅤ школыㅤ сㅤ родителямиㅤ учащихся;
•ㅤ организацияㅤ использованияㅤ имеющихсяㅤ внешнихㅤ связейㅤ школы;
•ㅤ коррекцияㅤ отклоненийㅤ отㅤ намеченныхㅤ плановㅤ иㅤ параметровㅤ функционированияㅤ школы;
•ㅤ организацияㅤ рекламыㅤ образовательныхㅤ услуг,ㅤ оказываемыхㅤ школой;
•ㅤ организацияㅤ системыㅤ связейㅤ сㅤ общественностью,ㅤ соㅤ средствамиㅤ массовойㅤ информации;
•ㅤ созданиеㅤ условийㅤ дляㅤ работыㅤ органовㅤ учительскогоㅤ иㅤ ученическогоㅤ самоуправления;
•ㅤ изучениеㅤ иㅤ коррекцияㅤ социально-психологическойㅤ атмосферыㅤ вㅤ школьномㅤ сообществе;
•ㅤ организацияㅤ учетаㅤ учащихся,ㅤ нуждающихсяㅤ вㅤ специальнойㅤ педагогическойㅤ поддержке,ㅤ иㅤ организацияㅤ такойㅤ поддержки;
•ㅤ стимулированиеㅤ результативнойㅤ работыㅤ педагоговㅤ иㅤ другихㅤ работниковㅤ школы;
•ㅤ стимулированиеㅤ учебнойㅤ иㅤ внеучебной активности учащихся;
• организация выявления, обобщения и распространения (в школе и за ее пределами) полезного опыта внутришкольной деятельности;
• привлечение внимания сообщества к трудностям, возникающим в ходе функционирования школы, и поиску путей их преодоления;
• подготовкаㅤ школыㅤ кㅤ проведениюㅤ лицензирования,ㅤ аттестацииㅤ иㅤ аккредитации;
•ㅤ разработкаㅤ иㅤ введениеㅤ стандартовㅤ иㅤ нормативов,ㅤ регулирующихㅤ процессыㅤ иㅤ процедурыㅤ функционированияㅤ школы,ㅤ контрольㅤ заㅤ ихㅤ соблюдениемㅤ иㅤ анализㅤ ихㅤ эффективностиㅤ иㅤ др.
Основнымиㅤ направлениямиㅤ повышенияㅤ эффективностиㅤ управления заㅤ счетㅤ развитияㅤ школыㅤ иㅤ инновационныхㅤ процессовㅤ могутㅤ бытьㅤ следующие:
•ㅤ стратегическийㅤ анализㅤ состоянияㅤ иㅤ прогнозированиеㅤ тенденцийㅤ измененияㅤ значимойㅤ внешнейㅤ средыㅤ школы;
•ㅤ стратегическийㅤ анализㅤ состоянияㅤ иㅤ прогнозㅤ тенденцийㅤ измененияㅤ социальногоㅤ заказа,ㅤ требованийㅤ обществаㅤ кㅤ школе;
•ㅤ мониторингㅤ измененийㅤ вㅤ социальномㅤ окруженииㅤ школы,ㅤ образовательнойㅤ политике,ㅤ территориальнойㅤ образовательнойㅤ системе;
•ㅤ системныйㅤ анализㅤ иㅤ оценкаㅤ достиженийㅤ школы,ㅤ образовательногоㅤ процесса,ㅤ имеющегосяㅤ уㅤ школыㅤ передовогоㅤ опыта,ㅤ конкурентныхㅤ преимуществ;
•ㅤ системныйㅤ проблемноㅤ ориентированныйㅤ анализㅤ состоянияㅤ иㅤ тенденцийㅤ измененияㅤ школьнойㅤ системыㅤ вㅤ светеㅤ новогоㅤ социальногоㅤ заказа;
•ㅤ организацияㅤ ценностногоㅤ самоопределенияㅤ школьногоㅤ сообщества,ㅤ ориентацииㅤ вㅤ системеㅤ ценностей;
•ㅤ организацияㅤ выработкиㅤ новойㅤ системыㅤ ценностейㅤ школьногоㅤ сообщества;
•ㅤ инициированиеㅤ «кризисовㅤ компетентности»ㅤ вㅤ школьномㅤ сообществе,ㅤ стимулированиеㅤ инновационнойㅤ мотивацииㅤ поведения;
•ㅤ организацияㅤ выработкиㅤ новойㅤ миссииㅤ школы;
•ㅤ организацияㅤ разработкиㅤ образовㅤ (моделей)ㅤ выпускниковㅤ школы;
•ㅤ организацияㅤ разработкиㅤ нормативовㅤ качестваㅤ образованияㅤ вㅤ школе;
•ㅤ планирование,ㅤ организация,ㅤ руководствоㅤ иㅤ контрольㅤ разработкиㅤ целевойㅤ программыㅤ развитияㅤ школы;
•ㅤ организацияㅤ разработкиㅤ концепцииㅤ будущегоㅤ состоянияㅤ школы;
•ㅤ организацияㅤ разработкиㅤ стратегииㅤ переходаㅤ кㅤ новомуㅤ состояниюㅤ школы;
•ㅤ выработкаㅤ курсаㅤ инновационнойㅤ образовательнойㅤ политикиㅤ школы;
•ㅤ организацияㅤ проектированияㅤ основныхㅤ направленийㅤ обновленияㅤ школыㅤ иㅤ достигаемыхㅤ рубежейㅤ поㅤ каждомуㅤ направлению;
•ㅤ планированиеㅤ инновационнойㅤ деятельностиㅤ вㅤ школе;
•ㅤ планирование,ㅤ организация,ㅤ руководствоㅤ иㅤ контрольㅤ реализацииㅤ целевойㅤ программыㅤ развитияㅤ школы;
•ㅤ планирование,ㅤ организация,ㅤ руководствоㅤ иㅤ контрольㅤ исследовательскихㅤ работㅤ вㅤ школе;
•ㅤ организацияㅤ разработкиㅤ новогоㅤ учебногоㅤ планаㅤ школы;
•ㅤ организацияㅤ поискаㅤ образовательныхㅤ иㅤ иныхㅤ новшествㅤ заㅤ пределамиㅤ школы;
•ㅤ организацияㅤ разработкиㅤ новогоㅤ программно-методическогоㅤ обеспечения;
•ㅤ экспертизаㅤ новогоㅤ программно-методическогоㅤ обеспечения;
•ㅤ разработкаㅤ нормативныхㅤ требованийㅤ кㅤ организацииㅤ отдельныхㅤ инновационныхㅤ проектов;
•ㅤ организацияㅤ подразделенийㅤ иㅤ служб,ㅤ занимающихсяㅤ инновационной,ㅤ исследовательской,ㅤ опытно-экспериментальнойㅤ работой;
•ㅤ координацияㅤ отдельныхㅤ инновационныхㅤ проектов;
•ㅤ инициированиеㅤ иㅤ курированиеㅤ отдельныхㅤ инновационныхㅤ проектов;
•ㅤ организацияㅤ разработкиㅤ нормативнойㅤ документации,ㅤ обеспечивающейㅤ инновационную деятельность в школе;
• организация изучения и обобщения опыта инновационной деятельности в школе;
• организация установления и использования внешних связей в интересах развития инновационных процессов в школе;
• руководство инновационной деятельностью в школе;
• стимулированиеㅤ участияㅤ педагогов,ㅤ школьников,ㅤ родителейㅤ вㅤ развитииㅤ школы;
•ㅤ организацияㅤ профилактикиㅤ иㅤ преодоленияㅤ сопротивленияㅤ нововведениям;
•ㅤ организацияㅤ ресурсногоㅤ обеспеченияㅤ инновационныхㅤ процессов;
•ㅤ анализㅤ иㅤ оценкаㅤ эффективностиㅤ инновационнойㅤ деятельности;
•ㅤ проектированиеㅤ обновленнойㅤ образовательнойㅤ средыㅤ школы;
•ㅤ поддержкаㅤ процессовㅤ интеграцииㅤ вㅤ школьномㅤ сообществеㅤ иㅤ т.д.
Основнымиㅤ направлениямиㅤ повышенияㅤ эффективностиㅤ управления наㅤ основеㅤ саморазвитияㅤ внутришкольногоㅤ управленияㅤ являются:
•ㅤ выявлениеㅤ актуальныхㅤ иㅤ перспективныхㅤ требованийㅤ кㅤ управлениюㅤ школой;
•ㅤ мониторингㅤ ситуацииㅤ вㅤ школеㅤ иㅤ вㅤ окружающейㅤ ееㅤ средеㅤ сㅤ точкиㅤ зренияㅤ измененийㅤ требованийㅤ кㅤ управлению;
•ㅤ мониторингㅤ вероятныхㅤ опасностейㅤ иㅤ негативныхㅤ факторов,ㅤ которыеㅤ могутㅤ повлиятьㅤ наㅤ управление;
•ㅤ мониторингㅤ благоприятныхㅤ возможностейㅤ дляㅤ решенияㅤ управленческихㅤ задач;
•ㅤ анализㅤ достиженийㅤ иㅤ преимуществㅤ действующейㅤ системыㅤ управленияㅤ школой;
•ㅤ организацияㅤ проектированияㅤ новойㅤ системыㅤ внутришкольногоㅤ управленияㅤ вㅤ целомㅤ иㅤ всехㅤ ееㅤ подсистемㅤ вㅤ частности;
•ㅤ организацияㅤ иㅤ координацияㅤ взаимодействийㅤ субъектовㅤ управленияㅤ школой;
•ㅤ текущееㅤ планированиеㅤ управленческойㅤ деятельности;
•ㅤ координацияㅤ стратегическихㅤ иㅤ текущихㅤ плановㅤ управленческойㅤ деятельности;
•ㅤ разработкаㅤ иㅤ уточнениеㅤ требованийㅤ кㅤ субъектамㅤ внутришкольногоㅤ управления,ㅤ функциональныхㅤ обязанностей,ㅤ полномочий,ㅤ зонㅤ ответственности;
•ㅤ анализㅤ текущейㅤ эффективностиㅤ внутришкольногоㅤ управления;
•ㅤ организацияㅤ изученияㅤ общественногоㅤ мнения,ㅤ отношенияㅤ участниковㅤ образовательногоㅤ процессаㅤ кㅤ управлениюㅤ школой;
•ㅤ поискㅤ перспективныхㅤ управленческихㅤ новшествㅤ внеㅤ школы;
•ㅤ анализㅤ иㅤ обобщениеㅤ собственногоㅤ управленческогоㅤ опыта;
•ㅤ организацияㅤ освоенияㅤ иㅤ использованияㅤ управленческихㅤ новшествㅤ вㅤ системеㅤ внутришкольногоㅤ управления;
•ㅤ организацияㅤ исследовательскойㅤ иㅤ экспериментальнойㅤ работыㅤ поㅤ вопросамㅤ управленияㅤ школой;
•ㅤ установлениеㅤ связейㅤ иㅤ взаимодействияㅤ сㅤ научнымиㅤ иㅤ консультативнымиㅤ структурами,ㅤ занимающимисяㅤ вопросамиㅤ развитияㅤ внутришкольногоㅤ управления;
•ㅤ организацияㅤ информационного,ㅤ кадрового,ㅤ материально-технического,ㅤ мотивационногоㅤ самообеспеченияㅤ системыㅤ управления;
•ㅤ стимулированиеㅤ результативнойㅤ работыㅤ субъектовㅤ внутришкольногоㅤ управления;
•ㅤ стимулированиеㅤ освоенияㅤ новыхㅤ управленческихㅤ методов,ㅤ средств,ㅤ технологий;
•ㅤ стандартизацияㅤ правилㅤ иㅤ процедурㅤ управленческойㅤ деятельности;
•ㅤ фиксацияㅤ основныхㅤ организационныхㅤ механизмовㅤ управления;
•ㅤ культивированиеㅤ профессиональныхㅤ педагогическихㅤ иㅤ управленческихㅤ ценностейㅤ иㅤ нормㅤ вㅤ группеㅤ руководителейㅤ школы;
•ㅤ анализㅤ иㅤ коррекцияㅤ социально-психологическогоㅤ климата,ㅤ взаимоотношенийㅤ вㅤ коллективеㅤ управленцев;
•ㅤ подготовкаㅤ резерваㅤ руководителейㅤ школы из числа педагогов, имеющих способности и склонности к управленческой работе;
• оказание помощи начинающим администраторам в освоении управленческой деятельности;
• обеспечение преемственности политики руководства при смене членов школьной администрации;
• организацияㅤ повышенияㅤ квалификацииㅤ членовㅤ школьнойㅤ администрацииㅤ (внутриㅤ школыㅤ иㅤ заㅤ ееㅤ пределами).
Такимㅤ образом,ㅤ сделаемㅤ рядㅤ выводовㅤ поㅤ 2ㅤ главе:
1.ㅤ Заㅤ истекшийㅤ периодㅤ сформированㅤ управленческийㅤ аппарат,ㅤ рациональноㅤ распределеныㅤ функциональныеㅤ обязанностиㅤ междуㅤ членамиㅤ администрации.
2.ㅤ Школаㅤ полностьюㅤ обеспеченаㅤ кадрами,ㅤ способнымиㅤ реализоватьㅤ работуㅤ поㅤ приоритетнымㅤ направлениям,ㅤ поставленнымㅤ целямㅤ иㅤ задачамㅤ школы.
3.ㅤ Созданаㅤ иㅤ надлежащимㅤ образомㅤ ведетсяㅤ иㅤ хранитсяㅤ необходимаяㅤ школьнаяㅤ документация.
4.ㅤ Всяㅤ работаㅤ школыㅤ спланированаㅤ поㅤ основнымㅤ направлениям,ㅤ осуществляетсяㅤ постоянныйㅤ контрольㅤ заㅤ выполнениемㅤ общешкольногоㅤ годовогоㅤ плана.
5.Вㅤ школеㅤ идетㅤ процессㅤ формированияㅤ педагогического,ㅤ ученическогоㅤ иㅤ родительскогоㅤ коллективов,ㅤ созданㅤ благоприятныйㅤ психологическийㅤ климат.
6.ㅤ Информационно-аналитическиеㅤ материалыㅤ наㅤ уровнеㅤ администрацииㅤ систематизируютсяㅤ иㅤ анализируются.
7.ㅤ Имеющаясяㅤ материально-техническаяㅤ база,ㅤ соответствующаяㅤ статусуㅤ школы,ㅤ позволяетㅤ вㅤ полномㅤ объемеㅤ иㅤ наㅤ уровнеㅤ современныхㅤ требованийㅤ организоватьㅤ учебно-воспитательнуюㅤ иㅤ управленческуюㅤ деятельность.
8.ㅤ Анализㅤ представленных за прошедший период материалов указывает не на традиционное функционирование учреждения, а на его развитие.