Психолого-педагогические основы применения видеозаписи

Одним из современных способов хранения информации является видеозапись. Проникновение видеозаписи в сферу образования качественно изменяет содержание, методы и организационные формы обучения. Педагогически целесообразное использование видеозаписи позволяет усиливать интеллектуальные возможности учащихся, воздействуя на его память, эмоции, мотивы, интересы, создает условия для перестройки структуры его познавательной и производительной деятельности. В результате изменяется роль педагога, основной задачей которого становится поддержание и направление развития личности учащихся, их творческий поиск и организация их совместной работы. Благодаря своей мобильности и дешевизне, видеозапись успешно завоевывает школу. По восприятию видеозапись близка к кино и телевидению, поэтому она отличается простотой включения в учебно-воспитательный процесс. По сути дела в школе нет ситуации, где не нашлось бы места видеокассетам: видеозаписи позволяют по-новому строить и решать исконно трудные задачи учебного процесса, удачно используются во внеурочной работе с учащимися, могут документально зафиксировать события и факты из жизни школы, открытые уроки учителей.

Видеозапись как дидактическое средство имеет большой потенциал для того, чтобы способствовать индивидуализации труда учителя. Кроме того, возможна творческая интерпретация и создание самодельных видеозаписей каждым учителем.

В условиях информатизации общества человек получает информацию — знания о мире в виде предметных образов и делает их достоянием своего собственного сознания в качестве образов — представлений и мыслей, удерживаемых в памяти. Самым популярным источником информации стало телевидение. Видеозапись является новым этапом освоения распространенного в обществе источника информации. Традиционное обучение и обучение с применением новых технологий начинается с восприятия. При традиционном обучении знания, которые передает учитель на уроке, часто выражены в словесных символах. Ученик, слушая рассказ учителя, переводит слово в образы силами своего воссоздающего воображения. Запас данных, из которых он строит представление, часто скуден, а воображение индивидуально и неконтролируемо. Видео раздвигает пространство класса, позволяет увидеть каждому то, что при рассказе учителя он создавал средствами своего воображения. Экранное изображение оказывает воздействие на закономерности восприятия.

Контрастность восприятия означает независимость величины и формы объекта от положения, которое он занимает в пространстве, находящемся в поле зрения. При съёмке различных предметов рядом помещают предмет известной величины (например, коробок спичек рядом с маленьким предметом, человека — рядом с большим) для оценки его линейных размеров.

Манипуляции объективным временем в кино и видео, которые состоят в укорачивании или удлинении времени течения событий. Замедленная или ускоренная съемка и монтаж позволяют показать явления, трудно различимые при обычном наблюдении, например, движения растений.

Избирательность аудитории предполагает целенаправленную познавательную активность человека и определяет восприятие и формирование образа. Можно выделить три уровня познавательного отношения к учебной видеозаписи: любопытство, любознательность и интерес. На основе любопытства возможно формирование любознательности, которую можно рассматривать в качестве ступени перехода к интересу как личностно направленному отношению к познаваемому.

Осмысленность как закономерность восприятия есть необходимое условие, реализующееся в процессе развития акта познания во взаимодействии. Обучение с использованием видеоматериала значительно перестраивает процесс осмысления. Учитывая возможности видеотехники, учитель может изменить структуру объяснения, адаптируя видеозапись к определенной аудитории. Другими словами, осуществляется обратная связь, трудно достижимая при применении других экранно-звуковых средств. Перед просмотром видеоматериала учителю полезно создать установку на его восприятие, а после просмотра проверить осмысление учащимися просмотренной видеозаписи.

Аудиовизуально поданный материал по-иному осмысливается, чем материал, изложенный учителем. Здесь большое значение имеют психологические особенности восприятия телеизображения. Наукой доказано, что одним из конституирующих свойств человеческой речи является ее эмоциональность. В свете этого была выдвинута гипотеза о существовании корреляционных соотношений между изображением, символикой и эмоциональным наполнением речи. Обнаружение этих соотношений позволило визуально тонировать речь с помощью условных цветовых градаций. Звукозрителький синтез отражает наиболее специфическое и комплексное воздействие телевидения, в котором функционируют две принципиально разные семантические силы изобразительная и словесная. Синтез телевизуальных и акустических стимулов это наиболее сложное динамическое единство изображения и фразы, органическое соединение образа и речевого кода. Наличие в мозге человека акустического кода слова как семантического (смыслового) образа есть свойство только человеческой психики.

В познавательной деятельности целью организации восприятия является формирование представлении и понятий. Экранные средства обучения безгранично расширяют возможности формирования представлений на основе изображений, а не словесного рисования, к которому на уроке постоянно прибегает учитель. В психологии выделено несколько видов представлений, которые занимают особое место в познавательной деятельности, играют различную роль в структуре и проявлении личности и по-разному репрезентируются в экранных средствах. Каждый человек обладает запасом единичных представлений. Это представление о данном единственном предмете. Благодаря единичным представлениям человек ориентируется в окружающем мире.

Введение видео в процесс обучения развивает воображение учащихся, приучает связывать абстрактный знак с представлениями реального явления. Нужно отметить, что экран дисплея позволяет школьнику оперировать схематизированными представлениями не в сознании, а в пространстве экрана. Таким образом, динамические экранные средства обладают преимуществами при создании всех видов представлений. Если единичные и общие представления обогащают чувственное познание ученика, то схематизированные представления и фигурные концепты оказывают непосредственное влияние на протекание мышления.

Рассмотренные закономерности являются общими для восприятия и представления школьников, когда они обращаются за учебной информацией к экрану. Нет сомнений в том, что восприятие информации влияет на память и внимание, чувства и устремления человека, на его мышление и воображение, на личность в целом. Рассмотренный эффект связан с восприятием, возникающим на основе представления при использовании лишь современных учебных видеозаписей.