Юридическая антропология как новое научное направление в правоведении: история и современная область исследований
Юридическая антропология (антропология права) – относительно самостоятельная научная дисциплина, а точнее, интегративная область знаний, сложившаяся на стыке социальной антропологии, этнографии (этнологии), истории и социологии права. Два основных аспекта юридической антропологии – антропологический и юридический – проявляются в предмете, объекте, задачах и цели исследований в области данной дисциплины. Как и социальная антропология, юридическая антропология занимается изучением правил поведения человека в обществе, однако акцент при этом делается на юридическом аспекте, который тесно взаимосвязан с другими элементами культурной и социальной системы того или иного общества. Таким образом, предметом юридической антропологии являются «…речевой строй, жизненные навыки и формы представительства, которые каждое общество считает основополагающим для своего функционирования и воспроизводства».[10] При этом, занимаясь изучением феномена права в традиционных, архаических и современных обществах, своей целью юридическая антропология определяет описание и классификацию разнообразных культурных и правовых систем.
Становление юридической антропологии происходит во второй половине XIX в., практически синхронно с развитием социальной антропологии. Иллюстрацией этому служит тот факт, что почти все выдающиеся антропологи того времени были юристами или имели юридическое образование[11]. Одним был и первоначальный объект исследований антропологии и юриспруденции – им стали традиционные общества с присущими им архаическими или бесписьменными системами права. В связи с отсутствием права в его современном виде (т.е. зафиксированных в письменной форме норм и правил), исследователи направили свои усилия на изучение обычного права, одного из ключевых понятий в юридической антропологии. Обычное право как наиболее ранний способ правового регулирования изначально рассматривался юристами-антропологами в историческом контексте при обращении к истокам государственного регулирования и установлении генетической связи между архаическими и современными правовыми системами. Именно эволюция обычая в закон и связанное с ней преобразование архаических обществ в индустриальные государства стали одной из основных тем исследований юристов-антропологов и историков права[12].
Обращаясь к истории юридической антропологии, следует отметить, что эта дисциплина прошла те же этапы развития, что и социальная антропология – от эволюционизма к постмодернизму.
Эволюционизм. Создание юридической антропологии относится ко второй половине XIX в. и связано с такими именами, как Пост («Основы юридической юриспруденции», 1890), Баховен, Дж. МакЛеннан («Первобытный брак»), Л. Г. Морган («Системы кровного родства и родственные связи в семье», 1871), Г. Самнер-Мэн («Древнее право», 1861, «Древнейшая история учреждений», 1875). Все перечисленные исследователи-эволюционисты занимались сравнительно-историческим изучением права, считая, что все без исключения общества в своем постепенном непрерывном развитии проходят одни и те же стадии – от архаической («примитивной») до современной (западного образца). В правовой сфере самым распространенным критерием эволюции был переход от одного типа семейной организации к другому, более сложному (Баховен, Морган, Энгельс)[13]. В политическом аспекте эволюция приводит нецентрализованные системы к централизованным и этатическим формам, догосударственные общества – к государствам. Исходя из основных положений эволюционизма, исследователи права выделили типы правовых систем, особенности логики, сознания и поведения людей в традиционных (архаических) и современных обществах.
В целом, к заслугам эволюционизма в юридической антропологии следует отнести то, что данная концепция позволила исследователям выйти за рамки изучения текстов римского права, заявить о необычайном многообразии систем права во всем мире, а также в попытке описать эти системы в соответствующих терминах и упорядочить их согласно критериям социально-экономического развития. Концепция эволюционизма отвечала запросам своего времени и поэтому занимала доминирующее положение в юридической (и в социальной) антропологии на протяжении почти всего XIX в. Однако недостатки эволюционизма – признание неполноценности, несовершенства традиционных и архаических систем права, по сравнению с современным западным правом, и вытекающее из этого искусственное разделение человечества на два противоположных типа общества с различными системами права, видами логики и мировоззрения - не могли не вызвать критики со стороны исследователей других научных школ.
Историческая этнология. Так, с конца XIX в. юридическая и социальная антропология начинают отходить от постулатов эволюционизма. В США в рамках культурной антропологии зарождалась известная историческая школа под руководством Ф. Боаса. Боас и его последователи критиковали антропологов-теоретиков (каковыми являлись многие известные эволюционисты), строящих свои концепции на основе вторичных письменных источников. Последователи Боаса отстаивали введение новых методов антропологических исследований – полевых работ, включенного наблюдения, при котором исследователь должен был погружаться в изучаемую среду, культуру. В лоне американской исторической школы также возникло такое направление исследований, как культурный релятивизм. Одним из принципов этого направления стало признание равноценности, равнозначности всех культурных систем, а следовательно, и правовых систем, как традиционных, так и современных обществ. Это положение противопоставило культурный релятивизм и другие направления в рамках американской исторической школы (холокультурализм, диффузионизм и др.) эволюционизму.
Диффузионизм. Еще одной школой, выступившей с критикой в адрес эволюционизма, стал диффузионизм. Согласно его принципам, тот факт, что в различных частях света были обнаружены идентичные культурные комплексы, явился косвенным свидетельством общего происхождения культур из одного «культурного круга» (Ф. Гребер) или «культурного ареала» (А. Кребер). В юридической антропологии влияние эволюционизма был не столь заметно, как в социальной антропологии, и нашло отражение в работах лишь некоторых юристов-антропологов (Шмидт, Тримборн и др.).
Функционализм. Качественно новой по своей значимости и столь же распространенной, как эволюционизм, в антропологии стала концепция функционализма, четко сформулированная в трудах выдающегося британского антрополога Б. Малиновского. Для юридической антропологии особенно важны два аспекта его исследований. Во-первых, это утверждение о необходимости обращения к методу полевых исследований, т.к. право это не столько свод фиксированных норм и правил, отстраненных от реальной жизни и носящих опосредованный характер, а скорее конкретные явления и процессы повседневной жизни обществ. Во-вторых, это концепция общества как единого комплекса, все составляющие которого (культура, религия, право и т.д.) тесно взаимосвязаны и не могут выступать изолированно от общественной системы в целом[14].
Именно благодаря функционализму, в юридической антропологии складывается два подхода к толкованию права – нормативный и процессуальный. Нормативный подход основным критерием анализа правовой системы считает норму. По определению Э. Адамсона-Хобеля, «..социальная норма является правовой, если факт небрежения ею или её нарушения находит регулярное противодействие в виде угрозы применения или фактического применения физической силы…»[15]. Нормативный анализ соответствует цивилистской традиции и пониманию права как совокупности норм, содержащихся в текстах систематизированных актов. Несмотря на многие достоинства, этот подход имеет и очевидные недостатки – право понимается как свод абстрактных фиксированных правил, основанных на угрозе применения репрессивного аппарата, что значительно сужает правовое пространство и не принимает во внимание межкультурную перспективу. Другой подход к интерпретации права – процессуальный анализ – предполагает, что право должно определяться своей функцией (процесс реального поведения людей в обществе), а не внешними формами своего проявления (систематизированные нормы). С точки зрения процессуального анализа люди вовлечены в процесс взаимодействия друг с другом на основе интереса. Индивиды меньше значения придают нормам, чем поведению себе подобных. Большое внимание при этом уделяется конфликту, который предстает как неизбежный адаптивный процесс. Для современных исследователей, однако, оптимальным представляется сочетание двух упомянутых видов анализа права – подобный синтез позволит связать воедино норму и процесс, идеальную и реальную стороны права[16].
Неоэволюционизм. Таким образом, функционализм стал одной из наиболее влиятельных школ антропологических исследований, наряду с эволюционизмом. Последний, однако, не исчез полностью, его принципы были переосмыслены и предстали в обновленном виде в 50-х гг. XX в. в концепции неоэволюционизма. Так, Карнейро вводит понятие дифференциальной эволюции, согласно которой каждое общество развивает различные элементы своей системы, в т.ч. и право, в различной степени и в различных темпах. В юридическом плане ярким представителем неоэволюционизма стал Э. Адамсон-Хобель. В своей книге «Право первобытного человека» он пишет, что общий смысл эволюции состоит в возрастании юридических норм и согласительных процедур разрешения конфликтов, при этом общества «минимальным правом» не должны рассматриваться как качественно низшие по отношению к другим обществам.
В методологическом плане к заслугам неоэволюционизма относится применение процессуального метода, который подчеркивает, что право в традиционных обществах выражается скорее в процессах, нежели в фиксированных нормах, поэтому правовые системы традиционных обществ так же сложны, как и у современных обществ. В целом, тезисы неоэволюционизма свидетельствуют о более глубокой проработанности идей, выдвинутых в XIX в., и позволяют этому направлению занять одно из видных мест среди современных школ в юридической антропологии.
Современная юридическая антропология. На современном этапе развития юридическая антропология характеризуется тем, что в ней сосуществует множество направлений и подходов, объясняющих феномен права. Это, в основном, обновленные варианты традиционных школ (неоэволюционизм, неофункционализм и т.д.) и качественно новые подходы, выработанные в процессе синтеза уже существующих концепций. Можно утверждать, что современная юридическая антропология, как и многие другие дисциплины, отражает постмодернистское мировоззрение и его особенности – плюрализм (множественность идей и способов познания), реинтерпретация традиционных взглядов, значений, символов, отказ от ценностной иерархии, ориентация на реальные непосредственные потребности. В результате критики постмодернизма в социальной и юридической антропологии стало очевидным то, что ни одно построение не является изначально соответствующим описываемой им реальности, а представляет собой лишь модель, инструмент познания. Поэтому в настоящее время в социальной и юридической антропологии не ставится задача описать существование и движение человечества в целом и понять пути его становления в глобальном масштабе[17].
Современная познавательная ситуация характеризуется проблемной ориентированностью, т.е. научные исследования концентрируются вокруг социально значимых проблем и для их решения используются реинтерпретации уже существующих теорий. Поэтому предпочтение отдается не логическим построениям, выработке новых теорий, а непосредственному восприятию, эмпирическому опыту. Отсюда и прикладная направленность современной юридической антропологии, где одним из распространенных методов стал «case study» (анализ конкретных дел, ситуаций). Этот метод сочетается с методом включенного наблюдения, при котором исследователь погружается в изучаемую среду, окружение, рассматривает систему изнутри.
Итак, современная юридическая антропология представляет собой перспективную, развивающуюся быстрыми темпами научную дисциплину. Наряду с методологией, значительно расширилась проблематика и область исследований юридической антропологии. В неё вошли индустриальные и постиндустриальные общества (исследования позитивного права), различные субкультуры в рамках современных обществ (профессиональные, возрастные, неформальные группы) с присущими им достаточно жесткими системами регулирования.
Что касается современных тем исследований, то они включают соотношение обычного права, традиционного права, местного права, взаимоотношение между правовыми порядками, основанными на факторе влияния, роль права в конфликтах и вне конфликтов и т.д. Однако наряду с современными обществами объектом исследований юридической антропологии традиционно остаются бесписьменные системы права аборигенных и развивающихся обществ.
Ключевую роль при изучении юридического аспекта традиционных и архаических обществ по-прежнему играет обычное право как наиболее ранний способ правового регулирования. Антропология права не ограничивает сферу правового регулирования эпохой первобытности, а его проявления в современной жизни «пережитками» этой эпохи. Хотя по мере возникновения новых форм правового регулирования область обычного права постоянно сокращается, этот вид права фактически продолжает играть доминирующую роль в традиционных обществах[18]. С точки зрения современных исследователей, обычное право понимается как «… закон, основанный на обычае»[19], «..совокупность норм, не устанавливаемых государством, а вырабатываемых в течение длительного времени в какой-либо общественной среде»[20].
В настоящее время наметился расширенный подход к толкованию обычного права с точки зрения методологического плюрализма. Объединяющей чертой практически всех концепций обычного права является рассмотрение этого явления в связи с государственноустановленным правом (законодательством). В этом отношении наметилось три основных интерпретации обычного права:
1) обычное право рассматривается как историческая основа, на которой сформировались письменные правовые нормы;
2) обычное право рассматривается как отдельный источник права наряду с другими источниками;
3) обычное право рассматривается как «живое право», противостоящее абстрактному, отстраненному от реальности своду законов[21].
Таким образом, обычное право в современном его значении – уникальная форма права, отражающая своеобразную логику и мировоззрение традиционных обществ. В целом, изучение традиционных правовых культур и древних кодексов не только совершенствует концепцию правогенеза, но и имеет прямое отношение к проблеме этнической специфики государственного права. Исследования обычно-правовых систем в современном обществе способствуют более глубокому пониманию сходных систем права в традиционных и аборигенных обществах, создает основу для исторической реконструкции обычного права. С другой стороны, рассмотрение обычного права как источника письменного права дает богатый сравнительный материал для выявления закономерностей эволюции и функционирования обычно-правовых систем как особой формы регуляции человеческой деятельности[22].
Существование права как специфического вида регулирования человеческого поведения на различных уровнях (обычно-правовой, государственный, формальный, неформальный и др.) сегодня рассматривается в рамках получившей распространение концепции правового плюрализма. Появление данной концепции относят к 70 гг. XX в. и связывают с Джиллиссен, Уайбер, Вандерлинден и др. В настоящее время проблемой правового плюрализма занимаются известные европейские и американские исследователи – Мерри, Тебнер, Гриффитс, Стар, Колье, фон Бенда-Бекманн и др. Современное значение термина «правовой плюрализм» соответствует одной из наиболее интересных и противоречивых концепций, встречающихся в литературе и научных дискуссиях по юридической антропологии, социологии и истории права.
Правовой плюрализм определяют как «… наличие в рамках одного конкретного общества правовых механизмов, которые используются по-разному в одинаковых ситуациях»[23]. Правовой плюрализм зачастую предполагает существование в рамках одного общества обычного права и права национального государства, также имеется в виду сосуществование религиозного права, различных форм этнического самоуправления, правил, регулирующих поведение в деловых организациях и неформальных группировках, субкультурах и т.д. Конфликты и различия, возникающие между различными видами права, являются основным предметом анализа в концепции правового плюрализма и свидетельствует о том, что люди часто основывают свои требования и поведение на компонентах разных видов права. В этой связи исследователи пишут о «глобальном праве»[24].
Теоретическая база правового плюрализма сформировалась в результате дискуссий по поводу действия термина «право». С одной стороны выступают «государственники» или сторонники позитивного права, которые считают, что государство представляет собой единственный правовой порядок. Современный период, по их мнению, начинается именно с государств-наций, в основе которых лежат национальные правовые системы. С другой стороны выступают те, кто допускает возможность называть другие негосударственные правовые порядки «правом». Они считают, что государственное право не всегда доминирует настолько, что все другие правовые системы вытесняются и играют в обществе маловажную роль, и что государственное право настолько отличается от других правовых порядков, что любое их сравнение невозможно. Этот позволяет говорить о возможности существования многообразия и, следовательно, (правового) плюрализма[25]. Правовой плюрализм, как раз и подчеркивает то обстоятельство, что между государственной правовой системой и правовыми порядками других уровней гораздо больше общего, чем считают исследователи-позитивисты. Развитый правовой плюрализм, т.е. реальное сосуществование нескольких правовых систем, каждая из которых имеет свой собственный источник легитимности, по мнению некоторых юристов-антропологов, даже предполагает существование антигосударственной идеологии. При этом следует отметить, что на свою исключительность в некоторых контекстах претендует не только государственное право, но и религиозное, обычное и другие виды права. Хотя различные правовые системы не всегда в одинаковой степени способны реализовывать на практике свои заявления об исключительности. Это обстоятельство говорит о том, что государственное право не всегда и не во всех обществах занимает доминирующее положение (особенно это относится к традиционным обществам).
Большую роль играет практический аспект правового плюрализма. Его можно рассмотреть на примере соотношения обычного и государственного права коренных народов. Следует отметить, что развитие международного права, особенно прав коренных народов в международном контексте дало новый толчок к развитию правового плюрализма. В большинстве бывших колоний и в государствах с коренным населением особенно актуальным на сегодняшний день является вопрос о признании обычного права с позиций правового плюрализма. В некоторых странах (Канаде, США, Новой Зеландии) отдельные положения обычного права становятся частью государственного права, что представляет собой пример правового плюрализма. Начиная с 80-х гг., в европейских и американских странах с коренным населением обсуждение этого вопроса приобрело политическую окраску. В центре политических дискуссий находятся права человека и, прежде всего, право на самоопределение и самоуправление. Эти права человека и права коренных народов обсуждаются также в экологическом контексте. Как известно, аборигенные системы природопользования представляют собой экологически сбалансированные устойчивые формы управления ресурсами, направленные на сохранение природного мира и достижение гармонии человека с окружающей средой. Таким образом, права коренных народов на самоопределение и автономию (в т.ч. и управление природными ресурсами на территориях традиционного природопользования) получили признание в контексте современного международного права и всемирно принятой концепции устойчивого развития.
Итак, концепция правового плюрализма демонстрирует тот факт, что юридическая действительность во многом зависит от выбора человеком того или иного вида права в каждом конкретном контексте. Анализ права с позиции правового плюрализма представляется полезным, т.к. побуждает исследователя изучить все уровни регулирования реального поведения людей в повседневной жизни, практический аспект правового плюрализма предполагает необходимость учитывать особенности негосударственных правовых систем для достижения большей эффективности законодательства и правоприменения (это также касается и коренных народов).
Тесно взаимосвязана с концепцией правового плюрализма неокультуралитская теория М. Аллио. В то время как, согласно культурализму, поступки людей зависят, в основном, от определенных культурных моделей, господствующих в том или ином обществе, неокуль-турализм дает более расширенное понимание общества. Оно предстает как целостная система с присущей ей логикой и мировоззрением, которые предопределяют специфику всех элементов этой системы (в т.ч. культуру, правопонимание и т.д.). Сравнивая современные и традиционные системы права, М. Аллио выдвигает несколько принципов своей теории:
1.Традиционные и современные общества пускают в ход мифологию, чтобы достигнуть консенсуса в области права. Достаточно известным является то обстоятельство, что в традиционных и архаических обществах обычное право основано большей частью на мифах и мифологическом мышлении. Однако, как показывают современные исследования, позитивное западное право также использует мифы. Это, например, миф государства, согласно которому, последнее стремиться занять в нашем сознании место, ранее принадлежавшее Богу. В этом смысле государство может представать как одна из уз, связывающих человека с божественным началом, как гарант фундаментальных ценностей общества, охранитель права, защитник граждан. Подобному мифу государства, в западных обществах существуют мифы о приоритетном положении индивида и индивидуализма в обществе, миф о непоколебимости и неизменности кодексов и законов т.д.
2. Все общества строятся на началах иерархии и не являются однородными. В традиционных и особенно в архаических обществах подобная иерархия зачастую подчеркивается искусственно (например, «потлач» как зрелищное представление, на котором индейские вожди демонстрируют свой авторитет и статус). В современных обществах, напротив, стратификация является более жесткой, основанной на факторе материального достатка, хотя это обстоятельство не подчеркивается.
3. Все общества находятся на различных стадиях развития и являются дифференцированными. Это обеспечивает определенную независимость групп людей и индивидов друг от друга. Однако этот факт не означает, что традиционные общества обязательно должны пройти те же самые этапы и путь развития, что и современные западные общества (как утверждает классический эволюционизм). Напротив, в последнее время все большее число исследователей признаёт, что традиционные общества имеют иной алгоритм эволюции, и им не суждено повторить западноевропейскую модель.
Таким образом, теория М. Аллио подтверждает, что изначально общества неидентичны и в них господствует разнообразие. Однако это разнообразие не есть хаос, и его возможно осмыслить общим способом, организовать. Для классификации обществ Аллио использует 3 категории: архетип, логика, модель[26]. По мнению исследователя, материальный мир действует на человека опосредованно, через его разум и чувства. При этом человек ищет смысл своего и всеобщего существования, что способствует выработке определенного мировоззрения. Политическая, религиозная, социальная, правовая мысли одинаково, но в разных областях выражают манеру осмысления мироздания, в каждом обществе по-своему. Каждому обществу присущ один из архетипов: идентификация, дифференциация, подчинение, которым соответствуют различные логики.
1. Идентификация (пример – Древний Китай). Космос, мироздание и сам человек как микрокосм самоуправляемы. Конфуцианское мировоззрение предполагает, что люди должны самосовершенствоваться, подчиняться ритуалу («ли»), а не надеяться на закон, из чего вытекает презрение к внешним, писанным законам, которые ассоциируются со спором, тяжбой и т.п.
2. Дифференциация (примеры – Древний Египет, анимистическая
Африка). Социальная структура и человек в ней есть продукт непрерывного процесса мироздания, в котором выделяются отличающиеся друг от друга группы. Право отвергается, но ему отводится определенное место, подобно тому, как признается существование какого-либо божества, оторванного от реальной жизни людей.
Общества упомянутых выше типов замкнуты на самих себе, автоцентричны, поэтому логика их развития делает их ответственными только перед самими собой. По иерархии ценностей, на первое место выдвигаются родственная, территориальная, религиозная, профессиональная группы. Социальная структура этих обществ базируется на принципе единства противоположностей, занимающем важное место в восточной философии. Однако тот принцип есть также следствие процесса дифференциации, в котором отличие не является синонимом противоречия (единство «инь» и «ян», взаимосвязь природы и человека, неразрывность добра и зла и т.д.).
3. Подчинение. Свойственно исламскому и христианскому мышлению (в т.ч. современному западноевропейскому). В данном архетипе закон ассоциируется с волей Бога, т.е. предписан извне. Однако позднее в процессе развития место Бога заняло государство (это касается христианского, а не исламского мировоззрения). Уже не Бог, а государство ставит перед собой задачу усовершенствовать мир и улучшить общество с помощью права, которое часто ассоциируется с законом. Как следствие доминирующего положения государства над людьми, общество стремиться переложить свою ответственность на государство. Противоположности исключают друг друга (философия Аристотеля), вместо того, чтобы сосуществовать. Различие понимается как конечный результат противостояния. Самим государством отрицается (не афишируется) существование групп и группового сознания (коллективизма), т.к. их наличие противоречит мифу о государстве как сообществе самостоятельных и равноправных индивидов.
Согласно Аллио, различные логики могут уживаться в одном и том же обществе и порождать различные общественные модели. В то же время эти три типа логики сосуществуют в различных сферах в повседневной жизни людей. Так, например, официальное право регулирует лишь часть взаимоотношений между людьми. На пороге семейного очага фактически действует нормы неофициального (обычного, устного) права, при этом действие государственного права возобновляется лишь в кризисных ситуациях семейной жизни – разводах, смерти одного из супругов и т.п. Отсюда можно сделать вывод, что в реальной жизни современных обществ также существует и действует, помимо государственного, много других разновидностей права.
Таким образом, неокультуралистская теория М. Аллио позволяет классифицировать, упорядочить различные системы права и прийти к выводу, что разрыв между традиционными и современными западными системами не так велик, как это стремятся показать исследователи-позитивисты («государственники»). Исходя из принципов неокультурализма, различия в правовых системах носят скорее количественный, чем качественный порядок. И современные, и традиционные общества, в юридической сфере применяют одни и те же механизмы регулирования – мифологию, статусную иерархию и т.д. Все это позволяет говорить о равноценности различных видов логики и мировоззрения, правовых порядков, принятых в том или ином обществе, а значит, свидетельствует об актуальности принципов правового плюрализма в современном политическом и юридическом аспекте.
Необходимо отметить, что в настоящее время юридическая антропология – одна из перспективных, развивающихся дисциплин. Она помогает осознать многообразие и равноценность существующих общественных и правовых систем, осмыслить юридический аспект бытия человека в общем историческом и современном контексте, и, самое главное, она способствует пониманию права не просто как свода принципов властвования или советов истцам, а как одного из уникальных инструментов, которое изобретает каждое общество, чтобы попытаться разрешить свои конфликты и гармонизировать взаимоотношения людей.