Анализ качества обслуживания (конкурентоспособности организации)

Конкуренты туристской фирмы— это другие, ведущие активную деятельность субъекты туристического рынка, ориентированную на сегмент потребителей, в качественном и эффективном удовлетворении потребностей которого туристическая компания имеет наибольшие возможности. Однако при работе на современном рынке услуг (неотъемлемой частью которого является и туристический рынок) необходимо учитывать и факт того, что тур является типичной услугой, то есть товаром, требующим от своего покупателя взамен не только денежных средств (любая услуга имеет рыночную цену), но и часть его свободного времени (любая услуга, в том числе и организованные поездки процессуальны, имеют длительность во времени). В связи с тем, что свободное время, как и материальный достаток каждого потребителя, конечен, условия конкурентной борьбы турагентств выходят за пределы туристического рынка. В постиндустриальной экономической системе конкурентами туристических операторов являются и предприятия сферы услуг, производящие ничем не связанные с туристскими поездками услуги. Например, турфирма вполне может считать своими конкурентами библиотеки, учебные заведения, тренажерные залы, Интернет-услуги и т.д., поскольку отнимают у потенциальных путешественников, прежде всего, свободное время, которое они могли бы потратить на совершение поездки. Условно, предприятия не туристической сферы услуг, негативно воздействующих на возможности потребителей в совершении туров (наличие необходимых денежных средств и свободного времени) и тем самым затрудняющих работу турагентства, можно назвать косвенными конкурентами. Способом борьбы с косвенными конкурентами является только пропаганда туристического образа жизни, которую проводят множество крупных турфирм наряду с рекламными кампаниями своих туров.

Рассмотрим конкурентов, напрямую оказывающих влияние на работу турфирмы, находящихся в одном районе с ООО "Август"

 

Таблица 2.17 Турфирмы и предоставляемые туры

Название Основные туры
ЗАО "ДЭИР-Тур", адрес: Санкт-Петербург, ул.Кирочная, д.17, оф.10. www.deir-tour.ru Экскурсионный туризм, культурно-образовательный, оздоровительный, , детский отдых, , групповые экскурсионные, индивидуальные туры, туры по Лен. области,
ООО "БОКА", адрес: Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 25, оф.10, www.boka.com.ru Отдых на побережье; экскурсии; туры на лечение; экзотика; экстрим, активный туризм; туры по России, групповые и индивидуальные туры, познавательный туризм
Топ Спорт Трэвел адрес:ул. Радищева д.40,www.sklon.ru Детский отдых летом, активный отдых по России, активный отдых за рубежом, горнолыжные туры
Вэл тур, адрес: Санкт-Петербург ул. Восстания, д.36, www.vtour-spb.ru Пляжный отдых, экскурсии, детский и молодежный отдых, оздоровительные и лечебные туры, индивидуальные и групповые туры
Турфирма "Странник" адрес: Санкт-Петербург ул. Захарьевская,13 www.strannik-spb.ru Активный отдых, джип-туры приём в Санкт-Петербурге
Туристская компания Алев, адрес: СПб, ул. Восстания 32, www.alevspb.ru Лечебные туры, туры по Росси, пляжный отдых, экскурсионные туры, речные круизы, познавательные туры, групповые и индивидуальные туры
Турфирма Ком Тур, адрес: Санкт Петербург, ул Чайковского 24, www.com-tour.com Круизы, лечебные туры, активный отдых индивидуальный туризм
Турагентство "Вайда", адрес: Санкт-Петербург, ул. Фурштатская, д. 24, оф.04, www.vaida.ru Лечебные туры, экскурсионные туры по России, пляжный отдых, круизы
Турагентство Alltours, адрес: Санкт-Петербург, Кирочная ул.,12 оф.21, www.alltrs.spb.ru Пляжный отдых, круизы, экскурсионные туры, познавательные туры горнолыжный отдых
Турфирма "Дункан Трэвэл" адрес: Санкт-Петербург, ул. Жуковского, 49 Экскурсии и туры по России и СНГ, речные круизы.
Турфирма Tour Factor, адрес: Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д. 60, www.tour-factor.com Деловой туризм, аренда островов, экстремальные туры, оздоровительный туризм, тематический туризм, гастрономические туры, круизы, обучающие туры.

 

Проанализировав данные таблицы 2.17 можно сделать вывод о том, что турфирмы-конкуренты предоставляют несколько отличный спектр туров, не входящих в ассортимент услуг ООО "Южный Ветер", таких как: детский туризм, обучающие туры, гастрономические туры, круизы. Из-за отсутствия одного из популярных видов туризма потребители отказываются от услуг турфирмы "Август", что может сказаться на объеме реализации услуг и привести к их снижению.

Для более полного представления предпочтений потребителей туристских услуг ООО "Южный Ветер" была разработана анкета, по которой провели опрос ста респондентов.

В итоге данные опроса по основным пунктам анкеты рассмотрим в виде диаграмм и проанализируем их.

Изобразим динамику ответов на вопрос 8 - наиболее предпочтительный вид отдыха на рисунке 2.5.

 

Рис. 2.5 Популярность видов туризма

Исходя из данной диаграммы 2.5, заметна такая тенденция, что наиболее популярным видом туризма является пляжный отдых 25%, также пользуются популярностью такие виды туризма как: экскурсионный туризм 22%, детский туризм 20%, лечебный вид отдыха 15%, образовательный туризм 10%. Наименее популярным является экстремальный вид туризма, который составил 8%. При анализе полученных данных видно, что к одним из популярных видов туризма, которого нет в предлагаемых ООО "Южный Ветер" туров, относятся детские туры.

Проанализируем и изобразим на рисунке 2.6. процентное соотношение ответов на вопрос 9 - с кем предпочитают проводить свой отдых клиенты.

Рис. 2.6. Предпочтения потребителей в том, с кем проводить свой отдых

 

По данным рисунка 2.6 можно сделать вывод о том, что 43% опрошенных людей предпочитает путешествовать вместе с детьми, 39% предпочитают, чтобы дети отдыхали отдельно, 18% - детей не имеет. Проведем анализ ответов на вопрос 10 – предпочтения клиентов по странам.

Рис. 2.7 Предпочтения клиентов по странам

По данным рисунка 2.7 видно, что самыми популярными направлениями у опрошенных людей являются такие страны как: Египет 26%, Испания 23%, Германия 20%, Швеция 17%. Менее популярными оказались Чехия 9% и Россия 5%. Такая непопулярность России может быть связана с тем, что отдых в стране обходится дороже, чем заграницей.

Изобразим на рисунке 2.8 процентное соотношение ответов на вопрос 11 - приемлемая стоимость поездки.

 

Рис. 2.7 Популярность поездок по стоимости

 

По данным диаграммы (рис. 2.7) заметно, что наиболее приемлемыми ценами туров потребители услуг считают такие как: 20-25 тыс. руб. (37%), 15-20 тыс. руб. (29%), 25-30 тыс. руб. (25%); меньше всего опрошенных людей высказалось за стоимость поездки, составляющую более 30 тыс. руб. (9%).

Проанализируем ответы на вопрос 12 – источники получения рекламной информации о туризме (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Источники получения рекламной информации о туризме

 

Из данной диаграммы (рис. 2.8) видно, что чаще всего клиенты получают рекламную информацию о турфирмах из таких источников как: интернет (25%), журналы и газеты (19%), раздача рекламных листовок (15%), радио (13%); реже получают информацию из таких источников как: уличная реклама (10%), реклама в транспорте (9%), телевидение (8%), почтовая рассылка (1%).

Выводы по аналитической части

Данные полученные в ходе комплексного анализа ООО "Южный Ветер" сведем в итоговую таблицу 2.18.

 

Таблица 2.18 Основные показатели финансово-экономической деятельности ООО "Южный Ветер" за 2013-2014 г.г.

№ п/п Наименование показателя 2013г. 2014 г. Изменения
+/- %
1. Выручка (без НДС), тыс. руб. 104,4
2. Себестоимость, тыс. руб. 4439,4 4594,6 155,2 103,5
3. Стоимость основных фондов, тыс. руб. 102,7
4. Численность работающих, чел. -1 87,5
5. Фонд оплаты труда, тыс. руб. 1304,4 -44 96,6
6. Прибыль от реализации, тыс. руб. 5075,6 5342,4 266,8 105,3
7. Рентабельность производства, % 114,3 116,3 -
8. Рентабельность продаж, % 53,3 53,8 0,5 -
9. Производительность труда, тыс. руб./чел. 1189,4 1419,6 230,2 119,4
10. Фондоотдача, руб./руб. 28,6 29,1 0,5 101,7
11. Средняя заработная плата, тыс.руб./чел. 163,1 16,9 110,4

 

По данным сводной таблицы основных финансово-экономических показателей видно то, что выручка в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилась всего на 4,4%, что в стоимостном выражении составило 422 тыс. руб., также заметно увеличение следующих показателей:

- увеличение себестоимости на 3,5%, что в абсолютном выражении составило 155,2 тыс. руб.;

- рост стоимости основных фондов до 102,7%;

- увеличение прибыли на 266,8 тыс. руб.;

- рост рентабельности производства до уровня 116,3 %

- увеличение рентабельности продаж на 0,5 %;

- увеличение производительности труда на 230,2 тыс. руб.;

- рост фондоотдачи до 101,7 %

- увеличение средней заработной платы на 10,4%.

В свою очередь, наблюдается тенденция к снижению таких показателей как: численность работающих уменьшилась на 12,5%, уменьшился фонд оплаты труда на 3,4%.

По результатам проведенного комплексного экономического анализа деятельности ООО "Южный Ветер" можно сделать следующие выводы.

В 2013-2014 годах объем реализации услуг увеличивается, при этом в 2009 году цепной темп роста имеет тенденцию к снижению, что в будущем может привести к снижению прибыли. В 2008 году темп роста цепной сотавил107%, а в 2014 году 104,4%.

В 2014 году техническое состояние основных средств в организации несколько улучшилось за счет более интенсивного их обновления. Фондоотдача основных средств увеличилась в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 0,5 руб. На каждый затраченный 1 рубль основных производственных фондов в 2014 году приходится 29,1 рубля выручки от реализации услуг. Чтобы получить 1 рубль выручки в 2014 году необходимо затратить 0,03 руб. основных фондов.

За два рассматриваемых периода численность в ООО "Южный Ветер" уменьшилась, в связи с чем, фонд оплаты труда в 2014 году по сравнению с 2008 годом уменьшился на 2,6%, однако произошло повышение средней заработной платы персонала на 10,4%, такое увеличение связано с увеличением должностных окладов, выплатой доплат.

Эффективность использования рабочей силы увеличилась на 19,4%.

В целом организация платежеспособна и рентабельна.

Несмотря на положительные экономические показатели, в ближайшем будущем успешная деятельность ООО "Южный Ветер" может оказаться под угрозой. Связано это с постоянно растущей конкуренцией на рынке туризма, с увеличением себестоимости услуг. Поэтому возрастает необходимость увеличения прибыли организации.

В связи с этим фактом был проведен анализ деятельности ООО "Южный Ветер", который, в свою очередь, помог выявить следующие проблемы:

1. Снижение объема реализации туров за рубеж.

2. Увеличение себестоимости в основном за счет роста таких показателей как: увеличение экскурсионного обслуживания на 58 тыс. руб. (109,9%) и увеличение затрат на оплату счетов транспорта 43,6 тыс.руб. (109,6% тыс. руб.)

3. Отсутствие некоторых популярных видов туризма, например, такого как, детский туризм.

При не решении данных проблем это может привести к уменьшению выручки, дальнейшему росту себестоимости, это все приведет к значительному снижению основного финансового показателя, такого как прибыль, а, следовательно, это повлечет за собой снижение рентабельности производства и продаж.