Государственная власть и государственное управление: диалектика и механизмы взаимодействия.

Государство представляет собой исторический феномен, возникший на определенном этапе развития человеческого общества. В этом отношении основополагающее значение имело формирование самого феномена государственности как сущностной основы государства, как определяющего движение в сторону радикального перелома в развитии общества, изменения социально-политической организации общества и появления новых ее институтов и принципов. И одним из главных переломных явлений стало возникновение качественно нового социального феномена – высшей государственной власти, имеющей монопольное право издавать и реализовывать законы, обязательные для всего населения страны.

В качестве главного и единственного субъекта государственной власти выступает само государство, которое (в отличие от прочих форм социальной организации) распространяет ее на всех граждан и на всю территорию, подпадающую под юрисдикцию данного государства. Именно государство и власть являются теми ключевыми элементами, вокруг которых объединяются все остальные составляющие политического мира. Собственно сущность национального государственного суверенитета состоит в том, что он не приемлет иной власти, стоящей над или рядом с верховной властью государства, обладающего монополией на законное насилие.

Государство представляет базисную структуру правления и порядка в обществе, институт, призванный обеспечить контролируемую и упорядоченную свободу перед лицом возможного злоупотребления силой, хаоса и беспорядков. Оно включает механизм управления – правительство, состоящее из конкретных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих власть от имени государства.

Высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов в совокупности играют роль управляющей системы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональными отношениями. Они принимают решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами.

В то же время для современного демократического государства характерно разделение власти на три самостоятельные, но тесно взаимосвязанные ветви – исполнительную, законодательную и судебную. В этом качестве каждая из них выступает как самостоятельная подсистема в отношении общей управляющей системы.

Любое общество нельзя представить без той или иной власти. Однако большинство исследователей придерживается того мнения, что лишь власть, осуществляемая государством, его институтами и должностными лицами, является политической.

В настоящем курсе речь идет в первую очередь о политической власти, которая получает реальное выражение в государственной власти, предполагающей комплекс взаимоотношений между гражданами, обществом и самим государством. В этом плане государство представляет собой политическую организацию общества, наделенную комплексом властных прерогатив. Поэтому государственную власть и называют публичной, ибо она действует от имени и отстаивает интересы всего обществ.

Цели государственного управления можно классифицировать по горизонтальному и вертикальному срезам. Горизонтальный представлен последовательностью взаимосвязанных видов целей государственного управления: общественно-политических; социальных; духовных; экономических; организационных; деятельностно-праксеологических; информационных; разъяснительных. В вертикальный срез входят стратегические, отраслевые, тактические цели, т.е. налицо их разделение по степени значимости. Существуют и иные классификации целей государственного управления.

Цели государственного управления реализуются через систему функций. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция на процесс достижения цели и решения задач. Функции государства отражают основные направления его деятельности, выражают сущность и назначение государственного управления общественными делами.

К внутренним функциям государства относятся: экономическая, политическая, социальная, нормативно-правовая, экологическая. Внешние функции – это оборонная, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, сотрудничество в решении глобальных проблем. Также функции по своему характеру можно подразделить на политические и административные.