Административные реформы

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание губерний. Эта реформа совершенно изменила систему управления на местах. Было устранено деление страны на 215 уездов. Территория России делилась на восемь губерний (1708 г.), во главе которых были поставлены губернаторы. Каждая часть регулярной армии содержалась на сборы с населения соответствующей губернии, в пределах которой она была расквартирована. Получить с населения соответствующие сборы и доставить их в соответствующие полки и было главной задачей губернатора. В его обязанностям входил также контроль за деятельностью суда и полиции. Петр сделал попытку внести в систему губернского управления коллегиальное и избирательное начало. При губернаторе был образован совет ландратов (8-12 советников), который должен был избираться местным дворянством. Но на практике ландраты не избирались, а назначались из дворянства Сенатом или губернатором. Ландраты не просуществовали даже пяти лет и были ликвидированы.

С 1719 г. Петр приступил ко второй административной реформе. Существовавшие к тому времени одиннадцать губерний провинций делились на сорок пять провинций, во главе которых стояли воеводы. Провинции делились на округа – дистрикты, куда Камер-коллегия назначала таких руководителей, как земские комиссары. С 1724 г. начинается взимание нового налога с населения – подушной подати. Для сбора подушного налога учреждается институт выборных земских комиссаров. Это была вторая после ландратов попытка петровского законодатель усилить в земском управлении самодеятельность дворянства. Однако институт выборных комиссаров просуществовал недолго. Усиление власти Петра выразилась в деятельности Кабинета с личной канцелярией (1704-1727гг.). Кабинет был военно-походной канцелярией, через него Петр поддерживал связь с Сенатом, Синодом, коллегиями и губернаторами, вел переписку по горным, мануфактурным делам, с заграницей. Сюда же поступали челобитные, жалобы, доносы.