Советы по последующим этапам интервьюирования.

Первый вопрос, касающийся юридической проблемы, которую вам предстоит решить, должен предполагать свободный и обстоятельный ответ, например: «Итак, расскажите мне о проблеме с земельным участком, которую вы желаете обсудить со мной». На такой вопрос невозможно ответить одним словом − «да» или «нет». Такие вопросы не устанавливают жестких рамок и направлений, в них нет предполагаемого ответа. Клиент имеет возможность рассказать о своем деле то, что он считает нужным рассказать, начав с того, что ему представляется наиболее целесообразным, в том порядке и с теми акцентами, которые он сам определит.

Клиент будет рад рассказать о том, что его беспокоит. Предоставьте ему эту возможность.

Запишите несколько ключевых слов и фраз, чтобы не забыть основные вопросы, которые вы хотите задать. Но и не перебивайте клиента. Возможно, это единственный раз, когда вы сможете услышать все факты и переживания клиента. Будьте активным слушателем.

После того, как клиент все расскажет, задайте намеченные вопросы, чтобы выяснить обстоятельства, о которых клиент не упомянул в своем рассказе.

Если у клиента есть какие-то документы или записи, предложите ему ими воспользоваться.

Порой клиенты считают, что должны знать ответы на все вопросы, которые задает юрист. И поэтому, не зная ответа на тот или иной вопрос, клиент придумывает его на месте. Если вы чувствуете, что клиент испытывает колебания при ответе на тот или иной вопрос, очевидно, он не понимает, что не обязан знать ответы на все ваши вопросы[15].