Доходы федерального бюджета

Формирование доходов федерального бюджета осуществляется на основе ежегодного Бюджетного послания Президента РФ, направляемого Федеральному собранию РФ. Доходы федерального бюджета на 2011 год утверждены в объеме 8 844,6 млрд руб., исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 50 389,0 млрд руб. и уровня инфляции, не превышающего 6,5 % (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года).

Поступления в федеральный бюджет обеспечиваются в основном за счет налоговых доходов и неналоговых доходов в части поступлений от внешнеэкономической деятельности. В табл. 7 представлена структура фактического исполнения федерального бюджета за 2009 год.

Таблица 7

Структура фактического исполнения федерального бюджета
за 2009 г.

№ п/п Наименование вида дохода Объем поступлений Удельный вес в общем объеме доходов, млн руб.
Налог на прибыль организаций 195 419,8 2,6
Единый социальный налог 509 774,7 6,9
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) 2 049 963,2   27,9
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) 101 541,7   1,4
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 006 261,3 13,7
Доходы от внешнеэкономической деятельности 2 683 298,5 36,6
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности 421 339,6 5,7
Прочие доходы 337 470,6 5,2
  Итого доходов 7 337 750,5

 

Согласно табл. 7, можно выделить два вида доходов, занимающих наибольший удельный вес в общем объеме доходов (более 25 %). Это доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, представляющие собой обязательные взносы, взимаемые таможенными органами РФ при ввозе или вывозе товаров на таможенную территорию РФ) и налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории страны, совокупные поступления от которых формируют большую часть доходов федерального бюджета. Таким образом, доходы федерального бюджета формируются как за счет налоговых доходов, так и за счет неналоговых (доходы от внешнеэкономической деятельности).

Следует отметить, что основной целью введения таможенного обложения является не получение дохода, а поддержание отечественных производителей и охрана внутренних рынков путем выравнивания цен на импортные и аналогичные национальные товары.

Ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете устанавливаются главные администраторы доходов федерального бюджета. Это далеко не формальный акт. Жесткая регламентация администрируемых доходов призвана усилить контроль за полнотой и своевременностью их мобилизации [71, с. 76]. В прил. 2 приведен пример администрирования конкретных видов доходов федерального бюджета.