Конструкция вкладышей
Вкладыши применяют для того, чтобы не выполнять корпуса подшипников из дорогих антифрикционных материалов, для возможности замены после износа. Вкладыши в неразъемных подшипниках изготавливают в виде втулок (рис. 7.6а,б), а в разъемных подшипниках – из двух половинок.
Если на подшипник действует только радиальная сила, применяются вкладыши без буртика (рис. 7.6а). Если вместе с радиальной силой действует и осевая, то в неразъемных подшипниках вкладыш выполняют с буртиком (рис. 7.6б), а в разъемных – могут иметь два буртика (рис. 7.6в).
В случае больших прогибов вала при работе или невозможности точного монтажа применяют самоустанавливающиеся подшипники скольжения, вкладыши которых выполняют со сферическими опорными поверхностями (рис. 6г).
а | б | в | г |
Рис. 7.6. Конструкция вкладышей |
Для распределения смазки на ширине вкладыша по его внутренней поверхности (в месте подвода смазки) выполняют смазочные канавки (рис. 7.7а), которые также служат для сбора продуктов изнашивания. Обычно смазка вводится в середине подшипника в ненагруженной зоне (в зоне наибольших зазоров). Расположение канавки в нагруженной зоне ведет к резкому снижению несущей способности масляного слоя.
Обычно применяют прямую канавку по образующей, которая не доходит до торцов подшипника на 0,1 длины вкладыша. В условиях чистых смазочных материалов канавку выполняют с плавными закруглениями (рис. 7.7б). Для плохо прирабатывающихся материалов, а также при возможности попадания абразива канавки выполняют с острыми кромками (рис. 7.7в).
В местах стыка вкладышей делают неглубокие карманы или «холодильники» (рис. 7.7г), которые распределяют масло по длине подшипника, повышают теплоотвод и предотвращают вредное влияние местных деформаций вкладышей у стыка. К «холодильникам» подводят смазку.
а | б | в | г |
Рис. 7.7. Смазочные канавки и холодильники | |||
В серийном производстве вкладыши, как правило, выполняют биметаллическими: тонкий антифрикционный слой наплавляют на стальную, чугунную, а в ответственных подшипниках – на бронзовую основу. Мягкие антифрикционные материалы – баббиты и свинцовые бронзы – применяют исключительно в виде покрытий.
Вкладыши из материалов средней и высокой прочности выполняют сплошными.
Диаметр шейки вала определяется из условия прочности вала. Длина шейки (равная ширине вкладыша) принимается: .
Толщина литого вкладыша, устанавливаемого в корпус мм, где – диаметр шейки, мм .
Толщина заливки .