ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЗАЩИТА ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В широком смысле слова под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, причины возникновения и характер развития, а также свои особенности: воздействия на человека и окружающую его среду обитания.

Причинами возникновения ЧС могут быть:

■ стихийные бедствия — ЧС природного происхождения;

■ аварии и катастрофы вследствие нарушения технологического процесса, превышения сроков эксплуатации техники и оборудования, нарушения правил их эксплуатации — ЧС техногенного происхождения;

■ загрязнение Мирового океана и атмосферы, деградация почв, опустынивание и обеслесение, изменение климата — ЧС экологического происхождения;

■ эпидемии, войны, общественные беспорядки, террористические акты — ЧС социального происхождения.

 

Сущность единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий представляют собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, направленных на предупреждение ликвидацию ЧС с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды.

Предупреждение ЧС — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действий характерных для них опасных факторов.

Ликвидацией ЧС занимается Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В состав сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями по наблюдению и контролю за состоянием потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС. К ликвидации ЧС могут привлекаться Войска гражданской обороны Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основополагающий документ, регламентирующий организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидацйи их последствий, — Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Правовую основу защиты в ЧС составляют отдельные разделы Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», федеральных законов от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Подзаконные акты исполнения по ЧС включают в себя целый ряд постановлений Правительства Российской Федерации: от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», от 30 декабря 2003 г. № 974 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», и др.

Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 974), объединяющей органы управления субъектов Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. В Положении определены система мер предупреждения ЧС, организационный порядок реагирования на их возникновение и порядок действия в ЧС.