В конце XIX — начале XX в.
Французское завоевание еще раз показало, насколько устарело конфуцианское образование и в какой степени формируемый им традиционный бюрократический аппарат стал коррумпированным и недееспособным. Именно эту сторону конфуцианской системы формирования кадров чиновничье-феодального аппарата оценили французские колонизаторы, которые в первый период своего господства сохранили традиционную систему образования. Лишь в 1915 г., после того как были заложены основы новой системы образования, которая должна была обеспечить местными кадрами низшее звено колониальной администрации, была окончательно ликвидирована потерявшая всякое значение традиционная система образования и конкурсных экзаменов.
Перед французами встала проблема формирования кадров местной профранцузской интеллигенции, которая послужила бы опорой колониального административного аппарата. В то же время эта профранцузская вьетнамская элита не могла быть многочисленной, основная масса населения по-прежнему должна была воспитываться на базе традиционного конфуцианского образования. Изложенная выше точка зрения была наиболее четко сформулирована одним из столпов политики «ассимиляции», генерал-губернатором Полем Думером, в 1902 г.: «До тех пор пока мораль и социальное положение туземцев не изменятся, если такое изменение произойдет когда-нибудь, мы должны остерегаться разрушения того, что является моральной базой их существования. Их принципы, которые для них являются основой прочной семьи, уважения родителей, послушания властям, почерпнуты из книг туземной школы. Читая первые иероглифы, они учат основные правила морали Конфуция; в их памяти откладываются те принципы, которые должны будут их направлять в течение всей жизни. Эти знания даются им в деревенских школах.
Если они будут у них отняты, то чем заменим мы их в наших школах? Французской моралью, моралью отважных людей, основанной на чувстве долга, любви к родине, человеческой солидарности? Но учитель, который призван обучать (естественно, туземный), сам не сможет ее понять. Что же тогда будет с учениками?»[1428].
И надо сказать, что французская колониальная администрация в основном следовала принципам Поля Думера, если не считать тех кратковременных периодов, когда политика «ассимиляции» сменялась политикой «ассоциации». Результатом такой политики явилось создание двойной системы образования: для французов и для местного населения.
Для французов были созданы две средние школы (коллеж. Шасселу-Лоба в Сайгоне и средняя школа в Ханое). Они являлись продолжением начальных муниципальных школ (для мальчиков и для девочек). Помимо этих школ по всей стране имелись крайне малочисленные начальные школы, в которых учились дети служащих колониальной администрации на местах. Во все французские школы в виде исключения и при наличии достаточных знаний могли приниматься и вьетнамцы. Однако, как отмечал Думер в 1902 г., «знание нашего языка этими последними до сих пор не являлось достаточным, чтобы мы могли обучать их и наших детей, в одних классах».
Одновременно с системой образования для французов при Поле Думере была заложена база европейского образования для вьетнамской элиты. Были созданы школа «ожидающих назначения»[1429] в Ханое и школа государственного обучения в Хюэ, в которых будущим чиновникам из числа высших лауреатов традиционного конкурса давались дополнительные знания.
Еще до правления Поля Думера во Вьетнаме начали создаваться и франко-аннамитские школы, имевшие целью подготовку переводчиков для французской колониальной администрации. Кроме того, в Сайгоне было создано Высшее педагогическое училище, а в Ханое велась подготовка преподавателей из местного населения[1430].
В то же время французская колониальная администрация уделяла определенное внимание развитию профессиональных школ, что было связано с торговыми интересами метрополии. В 1898 г. была основана профессиональная школа в Ханое, а в последующие годы — в Сайгоне и в Хюэ. В этих школах обучалось строго, ограниченное число вьетнамцев, которые изучали рисование, счетоводство, декоративное искусство, архитектуру и практическое строительство. Изучались также национальные виды ремесел, такие, как инкрустация, лакировка, деревянная скульптура, ковровая вышивка, чеканка и др. В 1900 г. в Ханойскую профессиональную школу были приглашены два японских художника, для того чтобы усовершенствовать местную технику лака. Наконец, в. 1904 г. было открыто медицинское училище в Ханое, которое должно было готовить кадры из местного населения[1431].
Следующий шаг в развитии европейского образования во Вьетнаме был сделан при генерал-губернаторе Поле Бо, который создал довольно разветвленную систему франко-аннамитских школ для подготовки чиновников низшего звена колониальной администрации из местного населения. В 1906 г. Поль Бо создал Совет по усовершенствованию туземного образования. Образование должно было основываться на сельских начальных школах, в которых обучение велось при помощи как китайских иероглифов, так и латинизированной вьетнамской письменности[1432]. Лучшие ученики из этих школ направлялись во франко-аннамитские начальные и средние школы, а остальные могли поступить в начальные школы провинциальных центров, где французский язык был необязательным, или же в виде исключения в местные средние школы. С созданием этой системы окончательно отпала необходимость в традиционном образовании, которое, как это уже отмечалось выше, было упразднено в 1915 г. К тому времени в государственных начальных школах обучалось лишь 12103 человека[1433]. В 1917—1918 гг. было начато осуществление программы, согласно которой государство должно было взять в свои руки все начальное образование и сделать изучение французского языка всеобщим. Однако этот план оказался неосуществимым, и в 1924 г. было восстановлено деление школ на местные и франко-аннамитские.
Что же касается высшего образования, то его в тот период практически не существовало во Вьетнаме. В 1907 г. Поль Бо сделал попытку открыть Ханойский университет. Однако она не увенчалась успехом, и в 1908 г. университет был закрыт. Лишь в 1918 г. Альберу Сарро удалось открыть его вновь[1434]. Но если в области развития европейского образования в первый период своего господства во Вьетнаме французы сделали сравнительно мало, то в области развития научных заведений они сделали значительно больше.
В 1898 г. в Ханое была открыта Французская школа Дальнего Востока, которая занималась научными изысканиями историко-филологического характера и отвечала за сохранность исторических памятников. В 1901 г. было принято решение об организации Медицинской школы, которая имела как научное, так и практическое значение (в ней готовились местные медицинские кадры). В конце 1896 — начале 1897 г. в Нячанге был основан Бактериологический институт, а в 1898 г. при Сайгонском госпитале был открыт его филиал, основаны Метеоролого-магнитная служба, Географическая и Геологическая службы[1435].
Таким образом, можно сказать, что французские колониальные власти, проявляя большую активность в изучении Вьетнама с целью укрепления своих позиций, уделяли внимание реорганизации образования лишь постольку, поскольку им это было необходимо для целей управления и создания профранцузской местной опоры колониальной администрации.