В период «пробуждения Азии»
С поражением движения «кан-выонг» в конце XIX в. фактически закончилась эпоха освободительной борьбы против французских захватчиков, возглавляемой феодальными националистами. Поражение движения «кан-выонг» убедительно продемонстрировало неспособность класса феодалов руководить освободительной борьбой. Более того, в ходе колониального захвата в эпоху империализма класс феодалов в основном перешел на сторону колонизаторов, превратившись в их опору. С этого времени национально-освободительное движение вьетнамского народа вступает в новый период — период зарождения и развития в стране буржуазно-демократического движения.
Рост капиталистического производства во Вьетнаме объективно способствовал пробуждению национального самосознания. Стремление к национальному освобождению, к завоеванию демократических свобод проявилось в этой стране в результате зарождения новых общественных классов — буржуазии и пролетариата, а также благодаря деятельности новой прогрессивной интеллигенции, воспринявшей буржуазную идеологию. Именно последняя стала носителем идей национального возрождения. Ее представители воспитывались на произведениях китайских и японских реформаторов, на трудах французских просветителей. Из Японии во Вьетнам стали проникать идеи революции Мэйдзи, положившей начало капиталистическому пути развития в этой стране. Япония в то время представлялась для части вьетнамских просвещенных лиц совершенной формой независимого государства на Востоке, за установление которого они собирались бороться у себя на родине. Из Китая во Вьетнам, в свою очередь, проникали реформаторские теории Кан Ювэя и Лян Цичао, сыгравшие немаловажную роль в формировании идеологических концепций вьетнамских ши-фу и интеллигенции в целом. «В своей практической деятельности,— пишет С. Л. Тихвинский в своей монографии "Движение за реформы в Китае в конце XIX века и Кан Ю-вэй",— реформаторы боролись за ликвидацию архаичной системы государственных экзаменов, за учреждение современных школ, демократизацию системы образования, ликвидацию неграмотности, широкую подготовку кадров технической интеллигенции и т. д. Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао, Май Мын-хуа и другие реформаторы сыграли в Китае роль энциклопедистов, пропагандируя буржуазные идеи в науке. Участники движения за реформы выступали горячими поборниками демократических свобод — свободы слова, союзов, печати и собраний, борцами за раскрепощение женщины»[1143]. Произведения китайских реформаторов пользовались широкой известностью во Вьетнаме. «Книги Лян Ци-чао,— писал Чан Хюи Лиеу,— взволновали умы его вьетнамских современников»[1144]. Под влиянием китайских реформаторов, а также великого китайского революционного демократа Сунь Ятсена во взглядах вьетнамской национальной интеллигенции происходила заметная эволюция.
Немаловажную роль в формировании прогрессивных взглядов вьетнамских ши-фу и передовых лиц сыграли идеи французских просветителей XVIII в. (Вольтера, Монтескье, Руссо и др.), а также Великой французской революции. Эти прогрессивные идеи быстро завоевывали симпатии вьетнамцев, являя собой разительный контраст колониальной политике французских властен. Таким образом, если раньше вьетнамские ши-фу воспитывались исключительно на канонах конфуцианского учения, являвшегося господствующей идеологией вьетнамского феодализма, то после проникновения во Вьетнам буржуазно-демократических идей Запада и Востока идеологические воззрения передовых вьетнамцев претерпевают существенные изменения. Передовые, патриотически настроенные представители вьетнамского общества стали все чаще задумываться над путями дальнейшего развития своей родины, пытаясь отыскать в прогрессивных демократических идеях Запада и Востока ответ на волновавшие их вопросы, и прежде всего на вопросы о том, как добиться национальной независимости и прогресса. Значительное влияние на формирование национального самосознания передовых, патриотически настроенных кругов вьетнамского общества оказали события русско-японской войны и первой русской революции 1905—1907 гг. Они хронологически совпали с эпохой «пробуждения Азии», наиболее характерной чертой которой явилось втягивание в процесс освободительного движения многомиллионных масс колониальных и полуколониальных стран Востока. Определяя этот процесс как непосредственный результат развития капитализма и влияния русской революции, В. И. Ленин писал: «Мировой капитализм и русское движение 1905 года окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию»[1145].
Итак, с конца XIX и в начале XX в. в связи с серьезными изменениями в социально-экономическом строе Вьетнама, с развитием в нем капиталистических отношений, а также под влиянием русской буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг. и общим процессом пробуждения народов Азии во Вьетнаме постепенно зарождается и развивается национальное движение, носящее буржуазно-демократический характер.
По мере развития движения в результате острых, горячих споров и дискуссий среди ши-фу по вопросу о выборе пути освобождения страны от колониального ига в их рядах происходит идейное размежевание. Из среды ши-фу выделяется передовая, прогрессивная часть, развернувшая пропаганду буржуазного пути развития страны. Движение, выступавшее под этим лозунгом, получило широкую известность в истории Вьетнама как движение «Зуи Тан». Оно и ознаменовало собой начало пробуждения национального самосознания вьетнамского народа, зарождение национально-освободительного движения, а также буржуазного национализма.
В период «пробуждения Азии» в национально-освободительном движении Вьетнама начала XX в. четко определились два направления — антиимпериалистическое и антифеодальное. Сторонники первого направления стояли на позициях вооруженной антиимпериалистической борьбы, выступая под лозунгом «Кровь за кровь». Это направление имело ярко выраженный антиколониальный, антифранцузский, патриотический характер.
Сторонники второго направления преследовали цель вести антифеодальную, демократическую борьбу за расширение народного просвещения и программу широких социальных реформ, способствующих развитию в стране капитализма.
Идеологом первого направления, его виднейшим представителем стал Фан Бой Тяу (1867—1940), сын сельского учителя уезда Намдан провинции Нгеан. С ранних лет Фан Бой Тяу стал заниматься литературной деятельностью[1146], принимая активное участие в освободительном движении. 17-летним юношей он написал острый сатирический памфлет «Изгнать французов — вернуть Вьетнаму независимость», в котором заклеймил захватническую политику колонизаторов во Вьетнаме. После взятия французскими войсками столицы вьетнамского государства Хюэ Фан Бой Тяу создал из числа патриотически настроенных ши-фу партизанский отряд и примкнул к вьетнамской армии, действовавшей в Центральном Вьетнаме (Аннам) под командованием Фан Динь Фунга. В этот период своей деятельности Фан Бой Тяу полностью солидаризировался с участниками «кан-выонга», о чем он писал в работе «Шонг туат лук». Позднее он подверг свои взгляды и деятельность этого периода критике, назвав их «наивным патриотизмом»[1147].
Идейным вдохновителем второго направления в национальном движении выступал Фан Тю Чинь (1872—1926) —видный просветитель и общественно-политический деятель, сторонник буржуазного пути развития[1148]. Фан Тю Чинь происходил из мелкопоместных куанов, отец его был офицером вьетнамской правительственной армии. В провинции Куангнам, где он родился и вырос, движение «кан-выонг» было значительно слабее, чем в провинциях Нгеан и Хатинь, откуда вышел Фан Бой Тяу. Отец Фан Тю Чиня был убит сторонниками «кан-выонга» за измену. Классовые и духовные факторы оказали определенное воздействие на развитие идеологических воззрений Фан Тю Чиня. В Национальном архиве Франции, в фонде министерства колоний, имеется докладная записка генерал-губернатора Индокитая о Фан Тю Чине, датированная 13 марта 1909 г. В указанной записке говорится, что Фан Тю Чинь имел ученую степень фо-банга. При ходатайстве о должности, соответствующей его званию, его кандидатура была отклонена[1149], после чего Фан Тю Чинь некоторое время служил в министерстве культов, откуда в 1905 г. он ушел в отставку, занявшись активной патриотической деятельностью в поисках путей спасения родины.
Отказавшись служить при императорском дворе, Фан Тю Чинь занялся изучением общественных наук. Он много путешествовал по стране, знакомясь с жизнью различных слоев вьетнамского общества и встречаясь с выдающимися патриотами своего времени Фан Бой Тяу, Де Тхамом и др. Размышляя о будущем своей родины, Фан Тю Чинь неизменно связывал его с культурным прогрессом, с капиталистическим путем развития по типу Японии. Фан Тю Чинь и его сторонники стояли на позициях антифеодальной, антимонархической борьбы, выступая за культурный прогресс нации, за установление в стране буржуазно-демократического строя путем реформ. «Суть реформаторских исканий Фан Тю Чиня, — отмечает вьетнамский историк То Минь Фунг,— это сознание первейшей необходимости проведения преобразований в старом чиновничьем аппарате с помощью французских властей, с тем чтобы в будущем иметь возможность завоевать национальную независимость. Это реформаторство совпало с чаяниями только что появившейся буржуазии»[1150].
Фан Бой Тяу в начале своей политической деятельности стремился использовать феодалов в борьбе с колонизаторами и поэтому не выступал против них, тогда как Фан Тю Чинь, наоборот, больше всего был связан с буржуазией, активно выступая против феодалов и пытаясь использовать французов в этой борьбе. В отличие от Фан Бой Тяу идеологическим концепциям Фан Тю Чиня в вопросах антифранцузской борьбы были совершенно чужды всякие расовые, националистические пережитки. Ему были близки традиции французской буржуазной республики, на помощь которой в деле возрождения Вьетнама он возлагал большие надежды. Мы склонны полагать, что Фан Тю Чинь поддерживал контакты с левыми силами Франции[1151].
Весьма противоречивый и непоследовательный характер идеологических воззрений Фан Бой Тяу и Фан Тю Чиня можно объяснить исторической обстановкой, а также воззрениями той среды, где каждый из них жил и действовал. Большую часть своей жизни Фан Бой Тяу (выходец из среды ши-фу) призывал к вооруженной борьбе против колонизаторов, принимая личное участие в вооруженных выступлениях в провинциях Нгеан и Ха-тинь в период «кан-выонга». Фан Тю Чинь жил :реди торговцев и предпринимателей в провинциях Куангнам и Куанг-нгай, где широкое развитие получило движение за социальные реформы[1152].
Источником появления реформаторского направления в национально-освободительном движении Вьетнама служат прежде всего социальные причины, и в первую очередь рождение новых слоев во вьетнамском обществе — торговцев, промышленников, компрадоров, на укрепление и защиту интересов которых и было направлено реформаторское движение.
Сторонники вооруженной борьбы опирались на определенные патриотические круги среди феодалов, ши-фу, которые к этому времени уже утратили свое господствующее положение во Вьетнаме, в связи с чем они призывали к борьбе за возвращение своих утраченных позиций. Кроме того, в указанное движение включились многие патриоты из числа разночинцев, боровшихся за независимость своей родины. Однако на первых порах эта борьба была во многом сходна с движением «кан-выонг».
Фан Бой Тяу и Фан Тю Чинь не смогли до конца разобраться в обстановке, сложившейся в мире и во Вьетнаме в начале XX в.
То было время, когда отсталые страны Востока, в том числе и Вьетнам, еще не достигли уровня буржуазной революции, в связи с чем революционеры Востока, среди которых были и вьетнамские, стояли на перепутье. Именно в это время ворвались во Вьетнам «ветры Азии и ливни Европы». Русская революция 1905— 1907 гг. и пробуждение Азии ясно указали вьетнамским революционерам, по какому пути им идти и каким путем добиться национальной независимости. Это была эпоха, когда национально-освободительная борьба народов колоний и полуколоний уже вышла за национальные рамки, когда происходило сплачивание революционных сил в борьбе за свое национальное освобождение, когда сочетались национальные и демократические задачи национально-освободительной революции. Наряду с ее национальным содержанием, основной целью которого было изгнание колонизаторов, эта революция включала в себя демократические задачи, сводившиеся к ликвидации феодализма. Именно этого так и не поняли ни Фан Бой Тяу, ни Фан Тю Чинь. Основная ошибка их идеологических концепций состояла в том, что ни тот, ни другой не рассматривал в тесном единстве антиколониальную и антифеодальную борьбу. Нельзя добиться независимости колонии, если только вести борьбу против феодалов и одновременно не бороться против колонизаторов. Национально-освободительная революция направлена как против империализма, так и против феодализма.
В силу узости своих классовых воззрений Фан Тю Чинь так и не смог понять, что основным врагом его родины были прежде всего колонизаторы, тогда как местные феодалы были лишь марионетками в их руках. Фан Бой Тяу, наоборот, хорошо это понимал, но вместе с тем он так и не смог понять в начале своей деятельности, что класс феодалов и император Вьетнама уже перешли на сторону колонизаторов, превратясь в их опору в борьбе против прогрессивных сил страны.
Выдающиеся первые революционеры Вьетнама (Фан Бой Тяу, Фан Тю Чинь и др.) не могли дать правильного анализа как международного, так и внутреннего положения своей страны, как и не могли определить цель, требования и задачи революции. Они не видели объекта революции, ее движущих сил, класса, который мог бы руководить такой революцией. Чыонг Тинь справедливо отмечал, что «в отношении внешних врагов, захвативших нашу страну, они (Фан Бой Тяу, Фан Тю Чинь и др.— Авт.) считали, что, ввиду того что Вьетнам захвачен французами, вьетнамский народ подвергается угнетению со стороны Франции, революция должна быть направлена против „французов", при этом они не различали французских колонизаторов и французский рабочий класс, французских трудящихся, у которых общий враг с вьетнамским народом — французский империализм»[1153].
Главный принципиальный вопрос, в котором расходились представители двух направлений в национально-освободительном движении Вьетнама, был вопрос о государственном строе во Вьетнаме после завоевания национальной независимости, за которую они боролись. Одни из них, в том числе Фан Тю Чинь, высказывались за установление буржуазной республики, управляемой парламентом; другие, возглавляемые Фан Бой Тяу, выступали за конституционную монархию. Для завоевания независимости одни предлагали вооруженную борьбу с помощью иностранной державы, в частности Японии (Фан Бой Тяу); другие отдавали предпочтение постепенной эволюции посредством духовного воспитания широких народных масс и при помощи реформ в экономической и социальной жизни народа. Если общими положительными качествами освободительного движения на этом этапе были пламенный патриотизм и ненависть к колонизаторам, то основными его недостатками являлись сравнительно низкий уровень политической зрелости его руководителей и отсутствие тесного контакта у руководства с широкими народными массами, и в первую очередь с крестьянством, составляющим большинство вьетнамского населения.
Хо Ши Мин, говоря о различных течениях в национально-освободительном движении Вьетнама, отмечал, что «одни группы стояли на той точке зрения, что должен пройти большой период времени, необходимый „для поднятия культурного уровня народа", и только тогда можно будет изгнать ненавистных захватчиков. Другие группы высказывали мнение, что только с помощью японцев, таких же „желтокожих, как мы", можно-де освободиться от ига „белокожих" колонизаторов. Однако ни одно из этих политических течений не имело успеха»[1154]. Это высказывание Хо Ши Мина может быть с полным основанием отнесено к Фан Тю Чиню и Фан Бой Тяу и их единомышленникам.
Оба упомянутых направления в национально-освободительном движении особенно ярко проявились в Японии в среде вьетнамских революционеров-эмигрантов, о чем имеется упоминание в архивных материалах министерства колоний Франции. «Во время пребывания Фан Тю Чиня в Японии он еще ближе познакомился с вьетнамскими революционерами-эмигрантами, в том числе и с Фан Бой Тяу. Во время встреч и бесед с Фан Бой Тяу и другими эмигрантами выявились их разногласия по вопросу об освобождении Вьетнама. Это привело к образованию двух групп. Одна часть вьетнамских эмигрантов, во главе с Фан Бой Тяу, создала группу, которая вела пропаганду вооруженной борьбы против колонизаторов за национальное освобождение, главным образом в Северном Аннаме. Другая часть, во главе с Фан Тю Чинем, стоявшая на позициях реформаторских идей»[1155], в основном действовала в центральной и южной частях Аннама. Сторонники Фан Тю Чиня в отличие от сторонников Фан Бой Тяу не рассчитывали на помощь извне, считая освобождение своей родины делом самих, вьетнамцев. Члены обеих групп проникали в деревни под видом коммерсантов и просветителей, ведя среди крестьян агитационно-пропагандистскую работу как против колонизаторов, так и против феодалов. «В действительности обе эти группы,— отмечается в цитированном архивном документе,— едины в своей конечной цели и объединены общей к нам ненавистью»[1156].
В условиях колониализма антиимпериалистическое направление в национально-освободительном движении Вьетнама было значительно сильнее антифеодального. Поэтому не удивительно, что призывы Фан Бой Тяу к антифранцузской вооруженной борьбе находили широкий отклик в народных массах.
Фан Бой Тяу и Фан Тю Чинь были истинными патриотами, пожертвовавшими счастьем своей семьи и собственным благополучием во имя спасения родины, ради которой на протяжении всей своей жизни они искали пути освобождения и прогресса Вьетнама. Несмотря на то что идеи Фан Бой Тяу и Фан Тю Чиня так и не смогли стать теорией революционной борьбы масс и были в определенном смысле компромиссом по отношению к феодальной идеологии, в целом они сыграли прогрессивную роль, поскольку были подчинены задачам национально-освободительной борьбы своего народа. Эпоха, в которую они оба жили и действовали, была переходным этапом от феодальной идеологии — конфуцианства — к буржуазной идеологии, знаменуя собой исторический поворот в развитии идеологической борьбы в этой стране.