Задание 1. Диагностика эмоционального «выгорания» личности (В. В. Бойко)
Инструкция. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального «выгорания».
Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Опросник | Ответ | |
Да | Нет | |
1.Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. | ||
2.Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. | ||
3.Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). | ||
4.Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее). | ||
5.Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого. | ||
6.От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров. | ||
7.Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался. | ||
8.Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). | ||
9.Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг. | ||
10.Моя работа притупляет эмоции. | ||
11.Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе. | ||
12.Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой. | ||
13.Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. | ||
14.Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения. | ||
15.Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность. | ||
16.Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь. | ||
17.Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты. | ||
18.Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. | ||
19.Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. | ||
20.Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. | ||
21.Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение. | ||
22.Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. | ||
23.Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. | ||
24.При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение. | ||
25.Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. | ||
26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами. | ||
27.Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. | ||
28.У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли и т. п. . | ||
29.Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. | ||
30.В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла». | ||
31.Я охотно рассказываю домашним о своей работе. | ||
32.Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). | ||
33.Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу. | ||
34.Я очень переживаю за свою работу. | ||
35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. | ||
36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. | ||
37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем. | ||
38.Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям. | ||
39.В последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе. | ||
40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние. | ||
41.Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. | ||
42.Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих». | ||
43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. | ||
44.Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела. | ||
45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. | ||
46.Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души. | ||
47.На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. | ||
48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия. | ||
49.На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки. | ||
50.Успехи в работе вдохновляют меня. | ||
51.Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной). | ||
52.Я потерял покой из-за работы. | ||
53.На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов). | ||
54.Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. | ||
55.Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции. | ||
56.Я часто работаю через силу. | ||
57.Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь. | ||
58.В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье». | ||
59.Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. | ||
60.После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. | ||
61.Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный. | ||
62.Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. | ||
63.Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив. | ||
64.Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы. | ||
65.Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной. | ||
66.Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание. | ||
67.Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами. | ||
68.Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился. | ||
69.Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют. | ||
70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. | ||
71.Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня. | ||
72.Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. | ||
73.Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко. | ||
74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. | ||
75.Моя карьера сложилась удачно. | ||
76.Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой. | ||
77.Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать. | ||
78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. | ||
79.Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) на общении с домашними и друзьями. | ||
80.Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. | ||
81.Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе. | ||
82.Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство. | ||
83.Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. | ||
84.Работа с людьми явно подрывает мое здоровье. |
Обработка и интерпретация результатов
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным количеством баллов (указывается в ключе рядом с номером суждения в скобках). Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку (10 баллов) получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:
1) определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,
2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»,
3) находится итоговый показатель синдрома эмоционального «выгорания» - сумма показателей всех 12 симптомов.
НАПРЯЖЕНИЕ
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:
+1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5)
Ваш балл____________
2. Неудовлетворенность собой:
-2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(5),
Ваш балл____________
3.«Загнанность клетку»:
+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
Ваш балл____________
4.Тревога и депрессия:
+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2}, +76(3)
Ваш балл____________
РЕЗИСТЕНЦИЯ
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:
+5(5); -17(3), +29(10), +41(2), +53{2), +65(3), +77(5)
Ваш балл____________
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
Ваш балл____________
3. Расширение сферы экономии эмоции:
+7(2}, +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79{5)
Ваш балл____________
4.Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +5б{3), +68(3), +80(10)
Ваш балл____________
ИСТОЩЕНИЕ
1. Эмоциональный дефицит:
+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
Ваш балл____________
2.Эмоциональная отстраненность:
+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)
Ваш балл____________
3.Личностная отстраненность (деперсонализация); +11(5),+23(3),+35(3),+47(5), +5Э{5),+72(2),+83(10)
Ваш балл____________
4.Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Ваш балл____________
Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов - не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более - сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Ответьте, исходя из полученных сведений, на следующие вопросы:
• какие симптомы доминируют;
• какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение;
• объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
• какой симптом (какие симптомы) более всего отягощает эмоциональное состояние личности;
• в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
• какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.Будучи на практике в органах внутренних дел, обратите внимание на внешний вид и одежду следователей, их манеры, выражение лица, жесты и позы; первые фразы, создающие привлекательный образ сотрудника. Опишите наиболее привлекательный для Вас имидж, используя указанные критерии, расположив это в самой левой части листа. Влияет ли это, по вашему мнению, на эффективность выполняемых функциональных обязанностей и решение оперативно-служебных задач? Если да, то в средней части листа перечислите признаки имиджа сотрудник, снижающие эффективность следственных действий. В оставшейся правой части опишите то, каким Вы представляете свой внешний образ сотрудника. Сравните эти описания и сделайте вывод для себя как сотрудника. При этом учтите, что природа имиджа и самопрезентации заключается том, что они строятся на генетической способности человека к подражанию, актерству (игре), получению удовольствия от общения. Если сотрудник ставит перед собой осознанную цель – формирование позитивного имиджа, то благодаря волевым усилиям он может достигнуть этой цели. Чтобы быть обаятельным и привлекательным, необходима непрерывная работа над собой, несмотря на поражения, которые следует переносить достойно. Для этого нужно постараться разобраться в себе, определив свои сильные и слабые стороны. Для самопрезентации важно также помнить о своих достижениях и потенциальных способностях и возможностях, укреплять уверенность в собственных силах.
Наиболее привлекательный для Вас имидж | Признаки имиджа сотрудник, снижающие эффективность следственных действий | Свой внешний образ сотрудника |
Задание 3. При оформлении протоколов некоторые инспекторы ДПС ГИБДД, как правило, молча делают записи, не реагируют на объяснения граждан, по их лицам трудно понять, что они хотят, и вызывают тем самым возмущение по отношению к себе, действуя по принципу «инспектор всегда прав». Своим поведением провоцируют возможное написание жалоб.
Ø Используя профессиограмму сотрудника органов внутренних дел, докажите, что работа таких сотрудников малоэффективна.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ø Какой вид деятельности в профессиограмме таких сотрудников требует серьезного пересмотра и совершенствования?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ø Основываясь на «Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» и психологические знания, разработайте рекомендации такому типу инспекторов ДПС, направленные на повышение эффективности данного вида деятельности.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание выполнил ______________________________________________________
Замечания преподавателя_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сводная таблица результатов
Показатели | Методики | |||||||||
1.ДДО Е.А. Климова | 2.Опросник «Как я изучаю собеседника» | 3.Определение уровня лидерского потенциала | 4.Выявление степени внушаемости | 5.Оценка способов реаг. в конфликте К.Н.Томаса | 6.Определение уровня готовности к риску | 7.Определение дестр.установок в отношениях (В. В.Бойко) | 8.Опросник «Какой вы детектив?» | 9.Диагностика эмоц. «выгорания» (В. В. Бойко) | ||
1. | Профессиональная группа | |||||||||
2. | Средний балл | |||||||||
3. | Уровень лидерского потенциала | |||||||||
4. | Степень внушаемости | |||||||||
5. | Преобладающий стиль | |||||||||
6. | Уровень готовности к риску | |||||||||
7. | Преобладающие установки | |||||||||
8. | Уровень | |||||||||
9. | Доминирующие симптомы |
Зачастую, сознательно стремясь к достижению поставленной цели, мы бессознательно бываем не готовы к тому, чтобы ее достигнуть., оцените свою готовность к достижению цели по следующим компонентам (отвечая на поставленные вопросы):
Действительно ли для меня важно владеть психологическими навыками, необходимыми в деятельности сотрудника ОВД? | |
Что произойдет, если эти навыки будут слабо развиты? Какие трудности это может вызвать у меня в учебной и профессиональной деятельности? | |
Реальна ли их усовершенствовать для меня? У меня есть способности достичь этой цели? | |
Что изменится во мне в лучшую сторону? |
Исходя из данных, полученных по результатам диагностики Ваших особенностей, напишите краткое обязательство добиться за ____месяцев выполнения цели.
Я обязуюсь________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пример: по результатам теста №3 был определен низкий уровень развития лидерских качеств. В связи с этим, я ставлю перед собой цель - повысить уровень своих лидерских качеств, что будет выражаться в конкретных действиях: целеустремленности, умении вовлечь других в общее дело, брать в свои руки управление в решении коллективных задач и т.д.
Проще всего достичь цель - разбить ее на мини-цели и реализовывать их поэтапно. Для этого составьте план самосовершенствования по предложенной таблице:
Для достижения моей цели мне нужно поставить следующие частные цели: | Мероприятия (как выполнить) | Время (когда) | Контроль | |
[1] См.: Столяренко А.М. Вводный обзор к разделу «Психологические технологии в правоохранительной деятельности» // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 285.
[2] Психологияуправления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под. ред. А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. М., 2007. С. 426.
[3] См.: Аминов И.И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: НИТИ-ДАНА, 2007. С. 52.
[4] Из Информации по аварийности в области с 1 по 10 января 2010 года // www.uvd.infoorel.ru (Сайт УГИБДД Орловской области).
[5] См.: Сорокотягина Д.А., Сорокотяги И.Н. Практикум по юридической психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 96.
[6] См.: Кертэс И. Тактика и психологические основы допроса / Под общ. ред. проф. А.Л. Винберга. – М., 1965. С. 146.