Понятия и этапы соц взросления
ВЗРОСЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – процесс приобретения молодым человеком определенного социального статуса. Связан с воспитанием, получением образования, профессии, социализацией личности, достижением гражданской зрелости
14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания,
параллельно которому происходит становление других биологических систем
организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в
уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений,
находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.
2. 17-19 лет - юношество. Биологически это период завершения
физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельной
профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно
новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей
юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой
экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В
этом возрасте начинается процесс социализации - происходит приобретение
почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон
общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и
ответственности.
3. 20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.
4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного
опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в
политических отношениях завершается процесс формирования зрелой
личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных
семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.
Россия вступила в XXI век. Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы.
Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.
Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.
В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.
В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.
В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.