Инвентаризация материалов
Инвентаризацию ТМЦ проводят не менее одного раза в год перед составляем годовой отчетности, а также при смене материалов ответственного лица и в случае расхождений бухгалтерского и складского учета.
Проводит инвентаризацию комиссия, назначенная руководством предприятия. Складские операции в это время не проводятся.
Инвентаризационная комиссия составляет инвентаризационную опись ТМЦ. До начала инвентаризации все материально ответственные лица дают расписку в том, что все документы сданы в бухгалтерию и все записи в инвентарных карточках произведены.
Опись заполняется на основании фактического пересчета, взвешивания и перемеривания.
Лица ответственные за сохранность ценностей дают расписку о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на ценности сданы в бухгалтерию, поступившие ценности – оприходованы, выбывшие – списаны в расход.
В описи указывается наименование ценностей и их количество.
Описи подписываются всеми членами комиссии и материально-ответственным лицом.
В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую что, проверки проведены в их присутствии и о согласии с результатами.
На ценности, не принадлежащие данному предприятию, но находящиеся у него на ответственном хранении, составляются отдельные описи.
Товарно-материальные запасы, хранящиеся на складах других предприятий, заносят в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение.
При получении от этих предприятий копий инвентаризационных описей комиссия сопоставляет данные учетных записей фактического наличия ценностей.
На ценности, пришедшие в негодность, составляют отдельную опись. Причем в протоколе комиссии указывают причину порчи или виновных лиц. В протоколе комиссия отражает свои выводы и результаты инвентаризации ценностей, дает предложения по устранению выявленных недостатков, зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах естественной убыли.
В инвентаризационных описях и актах не рекомендуется делать никакие помарки и подчистки. В описях нельзя оставлять незаполненные строки, в случае необходимости их зачеркивают.
Если материально ответственное лицо обнаружит ошибки в описях или в подсчетах, оно может заявить об этом комиссии. Все претензии принимаются до открытия помещений после инвентаризации.
За внесение в описи заведомо неправильных данных комиссия несет ответственность в установленном порядке.
В бухгалтерии данные инвентаризационных описей сверяются с остатками отраженными в учете и составляются сличительные ведомости по тем пунктам, по которым выявлены отклонения.
На основании сличительных ведомостей и полученных объяснений материально ответственных лиц комиссия устанавливает причину выявленных недостач, потерь и излишков материальных ценностей.
Результаты инвентаризации регулируют в следующем порядке:
- взаимный зачет излишков и недостач при пересортице товаров одного и того же вида у одного и того же материально ответственного лица (в бухучете взаимозачет не отражается).
- излишки подлежат оприходованию, с последующим установлением причин их возникновения Д 1310 К 6280
- недостачу ценностей, независимо от причин возникновения списывают с материально ответственного лица. Д 1280 К 1310
- недостачу в пределах норм естественной убыли списывают на издержки пр-ва. Д 8410, 8110 К 1280
- потери от порчи и хищений при отсутствии виновных лиц списывают на расходы периода. Д 7210 К 1280
- недостачи и потери по установленным виновным лицам, взыскиваются с конкретных виновников. Д 1250 К 1280
Своевременное и качественное проведение инвентаризаций обеспечивают соответствие учетных данных фактическому наличию хозяйственных средств и их сохранность.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течении 10 дней после ее окончании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кеулеимжаев К.К Бухгалтерский учёт в строительстве, 2007, Алматы, "Экономика".