Вопросы раздела.
1. Химическая природа ферментов. Проферменты.
2. Кофакторы ферментов: химическая природа, классификация.
3. Коферменты: химическая природа, классификация, роль витаминов и их коферментная функция.
4. Структурно-функциональная организация ферментных белков: активный центр, его свойства. Контактный и каталитический участки активного центра ферментов.
5. Регуляторные (аллостерические) центры ферментов. Зависимость активности ферментов от конформации белков.
6. Общие свойства ферментов. Зависимость активности ферментов от реакции среды и температуры: биологическое и медицинское значение этих свойств ферментов.
7. Зависимость скорости ферментативной реакции от концентрации субстрата и фермента. Уравнение Михаэлиса-Ментен.
8. Общие принципы механизма действия ферментов.
9. Принципы качественного и количественного определения активности ферментов.
10. Номенклатура и классификация ферментов.
11. Особенности ферментативного состава у детей разных возрастных периодов.
12. Энзимопатии, определение.
13. Виды энзимопатий.
При подготовке к занятию необходимо вспомнить материал, изучавшийся в курсе общей химии - катализ, факторы, влияющие на катализ, химическая кинетика. Успешное усвоение материала невозможно без детальных знаний о структуре и свойствах простых и сложных белков. Переходя к разбору ферментов, необходимо обратить внимание на доказательства белковой природы энзимов, сопоставить свойства ферментов и неорганических катализаторов. Необходимо иметь четкие представления о типах специфичности ферментов, разобраться в закономерностях зависимости ферментативного катализа от температуры, рН среды.
Знание строения и свойств ферментов является необходимым для понимания механизмов протекания и регуляции всех биохимических процессов, а также для дальнейшего изучения изменений биохимического статуса при патологических состояниях и механизмов воздействия лекарственных веществ.
С целью лучшего усвоения материала выполнить следующие задания согласно таблице 4 и рисунку 5.
Таблица 4. Свойства ферментов
Задание | Указания к выполнению задания | |
1.Изучите химическую природу ферментов, их сходство и различие с неорганическими катализаторами. | 1. Дайте определение понятию «ферменты», перечислите доказательства белковой природы ферментов. 2. Что такое энергия активации? Вспомните, что катализатор приводит к уменьшению энергии активации процесса, в ходе чего скорость биохимической реакции в присутствие фермента возрастает. Заполните таблицу, отражающую сходства и различия ферментов и неорганических катализаторов. | |
Свойства | Ферменты | Неорганические катализаторы |
Сравнение влияния на скорость реакции Влияние на подвижное равновесие Снижение энергии активации Адсорбция на поверхности Образование промежуточных соединений Каталитическая активность Специфичность | ||
Влияние температуры Влияние рН среды Влияние активаторов и ингибиторов Влияние концентрации катализатора Влияние концентрации субстрата | ||
Изучите структурную организацию энзимов. | 1. Разберите понятия - кофермент, апофермент, холофермент, активный центр, аллостерический центр. 2. Отметьте, чем представлены активные центры ферментов простых и сложных белков. 3. Помимо белков, могут ли обладать ферментативной активностью молекулы других классов биополимеров? Назовите витамины, активной формой которых является НАД. Назовите витамин, активной формой которого является ФАД. | |
Изучите специфичность ферментов. | 1.Выпишите понятия специфичности фермента и подумайте, чем обусловлена специфичность ферментов. Объясните биологический смысл специфичности. 2. Приведите примеры ферментов с абсолютной, групповой и стереохимической специфичностью. 3. Вспомните теории энзим - субстратных взаимодействий Фишера и Кошленда и дайте определение, какая из этих теорий приемлема на современном уровне для объяснения специфичности ферментов. | |
Изучите зависимость ферментативной реакции от температуры. | 1. Графически изобразите зависимость активности ферментов от температуры. 2. Охарактеризуйте состояние фермента при 00С и при 1000С. 3. Приведите примеры термолабильных и термостабильных ферментов. 4. Какое практическое значение имеют знания зависимости активности ферментов от температуры. | |
Изучите зависимость ферментативной активности от рН среды. | 1. Изобразите графическую зависимость от рН среды активности пепсина, трипсина, амилазы слюны, кислой и щелочной фосфатазы. 2. Выделите три ведущих фактора, объясняющие зависимость ферментативного катализа от рН среды. 3. Поясните, для чего специалисту медицины необходимо знать свойства ферментов. | |
Изучите современную классификацию и номенклатуру ферментов. | 1. Приведите классификацию ферментов. На чем основана классификация ферментов? 2. Напишите примеры типов реакций, катализируемых каждым из 6 классов ферментов, дайте ферментам систематические названия. 3. Определите, к какому классу, относятся ферменты: α-амилаза, щелочная фосфатаза, холинэстераза, моноаминооксидаза. |
ФЕРМЕНТЫ – БИОКАТАЛИЗАТОРЫ БЕЛКОВОЙ ПРИРОДЫ |
СВОЙСТВА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ БЕЛКОВОЙ ПРИРОДОЙ |
СПЕЦИФИЧНОСТЬ |
ВЫСОКАЯ КАТАЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ |
ТЕРМОЛАБИЛЬНОСТЬ |
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ рН |
имеют АКТИВНЫЙ ЦЕНТР – связывание субстрата и его превращение |
некоторые имеют АЛЛОСТЕРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР – связывание эффекторов, регуляция активности |
абсолютная |
групповая |
стереохимическая |
тепловая денатурация |
влияние на заряд |
изменение конформации |
Рисунок 5. Схема «Общие свойства ферментов»